Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности



Скачать 69.91 Kb.
Дата19.11.2018
Размер69.91 Kb.
Название файлакурсовая работа.docx
ТипКурсовая


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КГБПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж» Дошкольное отделение

Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности

(курсовая работа)

Выполнила: Устьянцева А.А

Руководитель: Рябинина Н.А

___________________________________________

(подпись)

Оценка_________________________

Барнаул 2017


ТЕМА: Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности

Оглавление

Введение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3

Глава 1. Основы организации проектной деятельности со старшими дошкольниками в процессе ознакомления со знаменитыми людьми Алтайского края



    1. Анализ изученности проблемы организации проектной деятельности в детском саду … … … … … … … … … … … … … … … … … … 5

    2. Опыт детских садов Алтайского края, Московской области по краеведению … … … … … … … … … … … … … … … … … … 20

    3. Ознакомление с людьми, прославившими Алтайский край … … … 22

Заключение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 29

Приложение. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Люди, прославившие Алтайский край» … … … … … … … … … … … … … … 30

Список использованных источников … … … … … … … … … … … … … 34

Введение

В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект, в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Воспитатель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль воспитанников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам. Процессы глобализации, становление постиндустриального, информационного общества поставили перед дошкольным образованием новые задачи. Которые ориентируют педагогов на формирование у дошкольников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.

Организация проектной деятельности направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование у дошкольников гражданской ответственности и правового самосознания,  духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Что соответствует Федеральным Государственным требованиям.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Такой подход позволяет осуществить обнаруженный в арсенале мировой и отечественной практики метод проектов (проектный метод).[20]

Метод проектов активно используется в системе школьного и дошкольного образования и во внеурочной деятельности. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований.

Применительно к детскому саду проектная деятельность активно используется в экологическом и патриотическом воспитании, на занятиях по познавательному развитию и ручному труду.

Объект: проектная деятельность старших дошкольников

Предмет: проектная деятельность старших дошкольников как средство ознакомления с людьми , прославившими Алтайский край.

Цель: Изучить основы организации проектной деятельности со старшими дошкольниками.

Задачи:

1. Сделать анализ изученности проблемы организации проектной деятельности в детском саду;

2. Изучить опыт д/садов Алтайского края, Московской области по краеведению);

3. Найти и описать информацию о людях, прославивших Алтайский край;

4. Составить проект для детей старшего дошкольного возраста «Люди, прославившие Алтайский край».

Глава 1
1.1. Анализ изученности проблемы организации проектной деятельности в детском саду

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания.[20]

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Это и определяло значимость проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ученика, для решения которой ему необходимо применить полученные знания. Педагог в данном контексте может подсказать новые источники информации или направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать их интерес к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, логика проектного обучения предполагает постепенный переход от теории к практике, соблюдение соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Б.Валясэк  отмечает, что проектный метод имеет давнюю историю. Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались ргоgetti, то есть проекты. Их фундаментальными признаками были: ориентация на учащихся (так как их работа была самостоятельной); ориентация на действительность (так как предметом работы служили практические проблемы); ориентация на конечный продукт (так как разрабатывались план, эскиз, модель). Метод проектов, рожденный в результате практических потребностей в системе высшего образования в технических дисциплинах, был перенесен в школу. [1]

В педагогической энциклопедии у Б.Валясэк считается, что в широкий педагогический контекст, проектная деятельность была введена последователем Джона Дьюи  В.Х. Килпатриком (1871-1965), который обозначил его как от всего сердца проведенную целесообразную деятельность, производящуюся в известных общественных условиях, взятая, как типичная черта школьного обихода.  Проектом (по В. Кильпатрику) является любая деятельность  выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. [3]

В. Кильпатрик выделил четыре типа проектов:

1. Воплощение мысли во внешнюю форму.

II. Получение эстетического наслаждения.

 III. Решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы.

 IV. Получение новых данных, усиление степени познания, таланта.

И.Ф. Колесникова и  М.П. Горчакова-Сибирская говорят, что идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством  С.Т. Шацкого в 1905 г. организована небольшая  группа сотрудников,  пытавшихся активно использовать различные виды проектирования  в практике работы с детьми.       

В СССР в первые годы советской власти метод проектов частично применялся в практике опытных и некоторых частных школ, однако был осужден в постановлении ЦП ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» так как не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.[14]

Проектная методика в России начала 21 века переживает своеобразный ренессанс. На современном этапе разработкой проектов занимаются Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова, которые представили теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в детском саду.[15]

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Проект -  (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в системе отечественного образования, однако в работе с дошкольниками он применяется не часто. В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:


  • конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;

  • форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;

  • дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.

Деятельность  – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Проектная деятельность – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.[16] Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса.

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.



Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является  понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

 - Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); 

 -Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

 -Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

 -Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

 - Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). [18]


Принципы организации проектной деятельности:

 - Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

- Вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

 - Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия;

 - В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;

 - Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме;

 

К важным факторам проектной деятельности относятся:



- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Разные авторские подходы проектной деятельности:

В современных авторских исследованиях метод проектов рассматривается как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий (Смыковская Т.К.), как технология формирования информационной компетентности (Ховякова А.Л), как мотивация к познанию (Е. Евдокимова), как важная сфера познавательной деятельности (Веракса Н.Е. Морозова Л.Д.).

С учетом психовозрастных особенностей дошкольников Т.Смыковская принимает позицию А.В. Хуторского, понимая под проектом такую форму организации занятий, при которой все участники включаются в деятельность по получению конкретной продукции за небольшой промежуток времени. Эта позиция близка и Евдокимовой Е.С., которая утверждает, что в поле дошкольного образования, это комплексная деятельность детей, которые без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны взрослых осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственной, личной, социально-политической. Другими словами, это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.

По мнению Е. Евдокимовой можно выделить три этапа в процессе вовлечения дошкольников в проектную деятельность:

3,5 - 5 лет - первый этап, который автор Е. Евдокимова обозначает как подражательско-исполнительский. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.

Подход Е. Евдокимовой в большей степени учитывает возрастные особенности вовлечения дошкольников в проектную деятельность.

Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предусматривает определенную последовательность и этапы:


  • Организационный

  • Информационно-содержательный (основной)

  • Заключительный

Каждый этап имеет конкретное содержание и последовательность действий, определены функции основных участников выбранного проекта

  1. Организационный этап проектной деятельности.

Педагог (воспитатель)- определяет проблемной поле и общий план действий

Родители – привлекаются к обсуждению проблемы, определяют тему и содержание работы, совместно с воспитателем намечают задачи для реализации поставленной цели, определяют «домашнее задание» для родителей и организацию совместную самостоятельную деятельность в домашних условиях

Дети – знакомство с темой и вхождение в проект.


  1. Информационно-содержательный (основной)этап проектной деятельности.

Воспитатели (специалисты ДОУ, педагоги) планируют совместную деятельность с детьми в образовательном процессе:

  • изготовление наглядных пособий, иллюстраций, раздаточных материалов; - разработка содержания беседы с детьми по теме проекта;

  • подбор или изготовление дидактических игр; подбор подвижных, пальчиковых игр, стихов, рассказов, загадок;

  • организация образовательной деятельности, занятий, практической, проектной и экспериментальной деятельности, экскурсий, и т.д;

  • организация продуктивной деятельности(рисование, лепка, КТД и др)

  • организация работы с детьми по развитию речи: чтение книг и рассказов, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций и картин;

  • взаимодействие с родителями, педагогами и специалистами ДОУ, оформление информационной карты проекта, изготовление буклета, памятки или паспорта проекта.

Дети – активные участники в образовательном процессе и в совместной деятельности, эксперты в поиске с родителями и педагогами новых знаний выбранного проекта.

Родители организуют совместную деятельность с детьми в домашних условиях, занимаются поиском и анализом интересной информации. в детской комнате ребенка может быть создан мини-центра активности по проблеме проекта. Родители принимают участие в создании развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), в изготовление с детьми газет, листков, детских книжек, альбомов, в разучивании и сочинении стихов, песенок, историй и др.



  1. Заключительный этап проектной деятельности

  2. Заключительный этап совместной проектной деятельности взрослых и дошкольников предполагает результат и продукт деятельности. В результате проектной деятельности выполнены поставленные цели и задачи выбранного проекта. Продуктом проекта может быть альбом, книга, газета или видео ряд слайдов, история выбранной темы. На заключительном этапе обязательным должна быть презентация темы и содержания проекта, а так же демонстрация продукта детской и совместной деятельности.

По мнению ряда известных ученых, проектирование можно рассматривать как: специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как особого вида продукта; научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико - ориентированной науки); форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; управленческую процедуру.

Творческие проекты интересны всем детям дошкольного возраста, но лучшего всего использовать его в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно ― поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:[8]

1.Исследовательские. Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения ребенка (родители, друзья, братьев и сестер) в сферу его интересов.

2.Творческие. В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность носит индивидуальный характер, то творческие проекты осуществляются коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Подобный выбор дается детям нелегко ,но дошкольник должен научится отстаивать свою позицию, объективно оценивать ее и понимать насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Дошкольник должен преодолеть свойственный ем эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит перейти на новый уровень интеллектуального развития.

3.Нормативные. Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.

Но не так давно в практике современных дошкольных образовательных учреждений начали использовать смешанные типы проектов:

1) исследовательско ― творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево ― игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно ― практико ― ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Смешанные типы проектов по предметно ― содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские, например «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом ― игровых, творческих, познавательных. Предпочтение обычно отдается творческим и ролевым видам.

Н.А. Алексеев предлагает схему педагогического проектирования в рамках личностно ― ориентированного, подхода:


  • определение цели проектирования (целеполагание);

  • выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка);

  • описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния);

  • фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического мышления для принятия решений по сознанию проекта;

  • выдвижение гипотез о вариантах достижения и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование);

  • построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта (моделирование), методики измерения параметров педагогического объекта (экстраполирующий контроль);

  • реализация проекта (внедрение);

  • оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися данными (оценивание);

  • формирование оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта (коррекция).

Рассматривая педагогическое проектирование как деятельность, можно отметить, что проекту свойственна определенная динамика, смена этапов, стадий.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:



  • название проекта (Ф.И.О воспитателя, под руководством которого реализуется проект, список детей, название детского сада, год выполнения творческого проекта);

  • цели проекта (оценить, разработать, изготовить самостоятельно, оценить свою работу);

  • этапы выполнения проекта (обосновать возникшую необходимость, выбрать необходимые материалы и приспособления, продумать этапы выполнения, рассчитать стоимость материальных затрат, оценка воспитателем собственных возможностей, оформление воспитателем проекта, самооценка);

  • опорная схема выполнения проекта;

  • обоснование возникшей проблемы;

  • выбрать варианты различных методов и приемов;

  • выбор лучшего варианта;

  • подбор материала и приспособлений;

  • выбор необходимого оборудования, по необходимости (например: ножницы, карандаш, фломастер, иголка, нитка и т. д.);

  • поэтапно расписать ход всего проекта;

  • реализация проекта;

  • контроль и наблюдение воспитателем за деятельностью детей;

  • самооценка дошкольника;

  • защита творческого проекта дошкольниками (поэтапный рассказ ребёнка и воспитателя) и задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие коммуникативных навыков.

Продуктом педагогического проекта будет подробное описание совместной деятельности педагога с дошкольниками и результат, по которому видно, что проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности, инициативности дошкольников и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта творческой деятельности, воспитание начальных положительных ученических, человеческих качеств, эстетического вкуса, информационной грамотности, а также развивает творческие способности, ассоциативность, мышление и воображение.

Виды проектов в школе:



  1. Практико-ориентированный проект.

Нацелен на социальные и интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, и. т. д. Палитра разнообразна от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению России.

2. Исследовательский проект.

Понятие исследовательского проекта. Особенности исследовательского проекта Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта; объект исследования, проблема Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.


  1. Информационный проект.

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения, представления для широкой аудитории.

4. Ролевой проект.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проекты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

5. Творческий проект.

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Оформление результатов в виде видеофильмов, статьи, альбома Учащиеся должны знать:



  • Понятие творческого проекта;

  • Основные этапы творческого проекта

Учащиеся должны уметь:

  • выбирать и обосновывать тему проекта;

  • подбирать необходимую информацию для реализации проекта;

  • прорабатывать структуру совместной деятельности участников; творческого проекта;

  • оформлять результаты проектной деятельности,

6. Оформление и оценка проекта.

Оформление результатов проектной деятельности, оформление списка литературы и приложений, критерии оценки выполнения проектов, защита проекта, критерии оценивания защиты выполненного проекта.

Учащиеся должны знать;


  • критерии оценки выполненных проектов;

  • критерии оценивания защиты выполненного проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать выполненный проект;

  • защищать проекта.

Особенности развития старших дошкольников в проектной деятельности:

Метод проектов связан с развивающимся личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в ДОУ любого типа, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Кроме того, метод проектов стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностью и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Основным ожидаемым результатом проектной деятельности является развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.

С точки зрения логической структуры проектная деятельность содержит следующие основные этапы:

– анализ проблемы;

– постановка цели;

– выбор средств ее достижения;

– поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

– оценка полученных результатов и выводов.

Использование исследовательских методов в проектной деятельности в рамках образовательного процесса предусматривает определенную последовательность действий:

– определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

– выдвижение гипотез их решения;

– выбор методов исследования (статистических и социологических методов, экспериментальных, наблюдений и пр.);

– обсуждение способов оформления конечных результатов;

– сбор, систематизация и анализ полученных данных;

– подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

– выводы, выдвижение новых проблем исследования. 
Этапы проектной деятельности встраиваются в образовательный процесс и предполагают четкое распределение задач и действий участников проектов, а также получение определенных результатов на каждом конкретном этапе выполнения проекта за счет использования соответствующих технологий проведения проектного исследования.[25]
Возникает вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста детей.
На первом этапе освоения проектных действий автор рекомендует отмечать и поощрять попытки ребенка самостоятельно решить проблему: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает детям осознать свое поведение, что они делают правильно, а где допускают ошибки.
На втором этапе освоения проектных действий активность взрослого несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключает детей к реализации их идей. Такой подход помогает заинтересовать дошкольников и, как вследствие , расширить проблему проектирования.

Третий и последующие этапы освоения проектных действий – творческие. Они характеризуются повышенным интересом детей к новым знаниям, стремлением получить их самостоятельность.

Таким образом, можно сказать, что проблема организации проектной деятельности была изучена еще в прошлом столетии и в настоящее время широко применяется.
1.2. Опыт д/садов Алтайского края, Московской области, по краеведению

Краеведческое образование последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса современных детских садов. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, родным поселком, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми.[16] Его значение трудно переоценить, воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

В детских садах Московской области проводятся различные исследовательские работы по краеведению, к примеру курс «С чего начинается Родина?» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач курса – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родными городами и селами Московской области.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

В детских садах Алтайского края также проводятся много различных исследовательских работ и проектов по краеведению. В городе Славгороде стартовал проект «Мой родной Алтайский край» прологом которого стали слова Константина Симонова: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал». Целью которого стало знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируемых у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

1.3. Ознакомление с людьми, прославившими Алтайский край

Российская Федерация — это великое государство, занимающее первое место на планете по территории и величине национального богатства. Однако главную её гордость составляют выдающиеся граждане, оставившие заметный след в истории. Наша страна взрастила огромное количество известных учёных, политиков, полководцев, спортсменов и деятелей искусства с мировым именем. Их достижения позволили России занять одну из лидирующих позиций в списке супердержав планеты.

Кто же они, выдающиеся граждане России? Список их можно продолжать бесконечно, ведь каждый период в истории нашего Отечества имеет своих великих людей, прославившихся в разных сферах деятельности. Среди наиболее ярких личностей, которые в той или иной степени оказали влияние на ход как российской, так и мировой истории, стоит упомянуть следующих:

1.В.М.Шукшин;

2.Г.С.Титов;

3.Р.И.Рождественский;

4.М.Т.Калашников;

5.М.С.Евдокимов;

6.Ю.В.Кондратюк;

7.И.А.Пырьев.

Василий Макарович Шукшин

Известный русский писатель, кинорежиссер, актер, родился в селе Сростки Алтайского края. Шукшинские дни на Алтае — одно из самых значимых ежегодных событий в культурной жизни края.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Лауреат Ленинской премии (1976), Государственной премии СССР (1971) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1967). Член КПСС с 1955 года.

Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле, гуманитарно-педагогический университет, центральная городская библиотека и привокзальная площадь в Бийске, библиотека в Кургане, библиотека, музей и школа в Сростках.Также именем Василия Шукшина названы улицы в Воронеже, Новосибирске, Омске, Прокопьевске и ряде других городов России. Также улица В.Шукшина есть в Астане, Казахстан. С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения (Шукшинские дни).
Герман Степанович Титов

Родился в селе Верх-Жилино Косихинского района Алтайского края. Советский космонавт, второй советский человек в космосе, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полет, самый молодой космонавт в истории и первый человек, совершивший длительный космический полет (более суток). Герой Советского Союза, доктор военных наук. 6 августа 2011 года состоялось открытие нового здания мемориального музея Г. С. Титова в селе Полковниково.

Названы в честь Титова:

• кратер в Море Москвы на обратной стороне Луны;

• остров в Тонкинском заливе (бухта Халонг, Вьетнам, координаты 20.858704, 107.080418);

• подводная гора (Titov Seamount) в Тихом океане (к юго-востоку от острова Бейкер;

• аэропорт города Барнаул;

• Алтайский оптико-лазерный центр;

• Главный испытательный космический центр Министерства обороны Российской Федерации;

• Дворец зрелищ и спорта города Барнаула;

• Краснокутский краеведческий музей в городе Красный Кут Саратовской области (неподалёку от места приземления аппарата «Восток-2»);

• центральная улица города Байконур, Казахстан;

• улицы в Барнауле, Волгограде, Волоколамске, Выборге, Екатеринбурге, Красном Куте, Кызыле, Липецке, Махачкале, Новосибирске, Пензе, Саранске, Химках и в других городах России и стран СНГ;

• школа-гимназия № 45 в Барнауле;

• лицей № 1 города Краснознаменск Московской области;

• средняя школа № 11 (МОУ СОШ № 11) в Щёлково-3 (Московская область, Щёлковский район);

• Гуманитарно-эстетическая школа-гимназия № 20 в городе Шымкент, Казахстан;

• средняя школа в городе Алматы, Казахстан.

• детский загородный лагерь Анохова Губа (Псковская область);

• юношеский клуб космонавтики (Санкт-Петербург);

• средняя школа №19 города Подольск (Московская область)
Роберт Иванович Рождественский

Известный советский поэт, автор многочисленных сборников стихов и прозы, автор текстов песен «Мгновения», «Притяжение Земли», «Позвони мне, позвони», «Песня неуловимых мстителей» и многих других. Лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной Премии СССР.

Родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края. Его семья несколько раз меняла место жительства. Стартом литературной деятельности поэта можно считать пятидесятые годы, в 1950 году в печати появились первые публикации Рождественского, в 1951 году он поступил в литературный институт в Москве.

В городе Петрозаводске в честь поэта названа одна из улиц города.

В честь поэта в Омске названа его именем улица Рождественского.

С 2007 года в с. Косиха проводятся Рождественские чтения

Одна из муниципальных библиотек Омска носит имя поэта.
Михаил Тимофеевич Калашников

Конструктор стрелкового оружия Михаил Тимофеевич Калашников, дважды Герой социалистического труда, лауреата Сталинской и Ленинской премий, Героя Российской Федерации, кавалера ордена Святого Андрея Первозванного, родился и вырос в Курьинском районе Алтайского края, в селе Курья.

Разработанный им в конце 1940-х гг. автомат АК-47, благодаря своей простоте, надежности и эффективности, положил начало целому семейству стрелкового оружия. На протяжении 60 лет оружие Калашникова состоит на вооружении российской армии. Около ста стран мира сегодня используют автомат Калашникова и разработанные на основе его конструкции образцы, а в Мозамбике и Зимбабве АК запечатлен в государственной символике.

На его родине, в Алтайском крае, открыт мемориальный музей оружейника. Фонды музея постоянно пополняются, часть экспонатов когда-то передал сам конструктор.


Михаил Сергеевич Евдокимов.

Евдокимов Михаил Сергеевич — артист эстрады, актёр, губернатор Алтайского края в 2004—2005 годах. Родился 6 декабря 1957 года в городе Сталинске (с 1961 г. — Новокузнецк) Кемеровской области. В 1958 году семья переехала в село Верх-Обское Смоленского района Алтайского края. По окончании школы Михаил Евдокимов организовал в своем селе ВИА, пел и конферировал, затем учился в Барнауле в культпросветучилище на отделении балалаечников, затем работал шлифовщиком на Алтайском моторном заводе, администратором в столовой. Служил в армии в Нижнем Тагиле. В 1979 году поступил в Новосибирский институт торговли, был капитаном команды КВН. 8 марта 1984 года дебютировал на телевидении в праздничной программе «Огонек». Известность к артисту пришла в 1989 году после участия в телевизионной программе «Аншлаг»


Юрий Васильевич Кондратюк

Советский ученый, один из основоположников космонавтики, кроме того работал в области проектировки зернохранилищ, горно-шахтного оборудования. Жил и работал под псевдонимом Александра Игнатьевича Шаргея.

В начале ХХ века Ю.В. Кондратюк рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон».
Иван Александрович Пырьев

В Алтайском крае в г. Камень-на-Оби родился и жил до 1916 года известный кинорежиссер и народный артист СССР Иван Александрович Пырьев (1901-1968 гг.). Почти все его фильмы стали классикой отечественного кино: «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Идиот», «Братья Карамазовы». С 1954 по 1957 гг. И. А. Пырьев был руководителем «Мосфильма». До настоящего время в городе Камень-на-Оби на ул. Ленина, 222 сохранился одноэтажный деревянный дом Пырьева.

Именем режиссёра названа одна из улиц на западе Москвы.

На доме в Москве, где в последние годы жизни жил и работал режиссёр (Смоленская улица, дом 10), установлена мемориальная доска.

Один из переулков в родном городе режиссёра Камень-на-Оби носит его имя.

Кинотеатр «Звезда» в Камне-на-Оби носит имя Пырьева; также на кинотеатре имеется мемориальная доска в честь режиссёра.

На набережной Камня-на-Оби установлен бюст режиссёра.

Имена, которые мы рассмотрели – это люди с большой буквы. Они не жаждали славы, а просто стремились как можно лучше выполнять ту работу, которую для них определила страна.

Заключение
Завершая работу, сделаем следующие выводы. В данной работе мы изучили метод проектов как перспективную технологию, высокой степени адаптивности данной технологии к специфике ДОУ. Познакомились с основами организации проектной деятельности в ДОУ, видами проектов.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Познакомились с опытом работы дошкольного учреждения по организации проектирования.[3]

Наиболее эффективной формой работы по патриотическому воспитанию является проектная деятельность, так как основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых.

Приложение

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Люди, прославившие Алтайский край»

Возрастная группа: старшая, подготовительная

Итоговый продукт: пополнение материалом уголка по краеведению

Цель проекта: привлечение внимания детей к изучению своего края, к людям прославившим нашу малую родину.

Задачи:

- Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре родного края;

-Развивать у детей интерес к истории родного края;

-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

-Познакомить с культурой и традициями Алтайского края.

-Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;

-Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Алтайский край (В.М.Шукшин, Г.С.Титов, Р.И.Рождественский, М.Т.Калашников, М.С.Евдокимов, Ю.В.Кондратюк, И.А.Пырьев.)

-Расширить знания детей о флоре и фауне Алтайского края;

-Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

-Познакомить с краеведческими музеями в родном городе.

Вопросы на выявления опыта детей: Знаете ли вы выдающихся людей Алтайского края? Чем они знамениты у нас в крае? Слышали ли вы легенды о происхождении родного края? Есть ли у нас в городе краеведческие музеи? Для чего нужны музеи? Разнообразна ли у нас природа в крае? Знакомы ли вы с традициями Алтайского края? Как мы можем охранять родную природу?

Вопросы, на которые в ходе проекта необходимо дать ответ: Какова культура и традиции Алтайского края? Каков животный и растительный мир края? Назовите имена выдающихся людей Алтайского края? Чем каждый из них прославился? Где находится краеведческий музей в нашем городе? Что поможет нам больше узнать о великом крае?


Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных процессах

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Беседа ««Мой край родной»

Цель: Познакомить с родным городом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю.



Организация литературного досуга: «Мой любимый город».

Цель: Закрепить знания о родном городе. Продолжать формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Закрепить знания о выдающихся людях, прославившими край. Воспитывать любовь к родному краю.



Дидактическая игра: «Узнай где я нахожусь?»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного края»

Консультация для родителей «Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников»

Изобразительная деятельность: «Красоты родного края»

Цель: учить передавать красоту родного края.

Просмотр мультфильмов: «Самый дорогой рисунок», «Сильные духом крепче», «Детство Ратибора»

Цель: Воспитывать любовь к родине, своей семье, к окружающей среде, к литературе и культуре родной местности.


Просмотр энциклопедий: «Энциклопедия Алтайского края»

Цель: Углубить знания детей о науки и культуре края, о знаменитых людях, выдающихся фактах и событиях в истории края.

Организация выставки детских рисунков на конкурс.

Экскурсия в музей «Флора и фауна Алтайского края»

Цель: Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мирах.

Беседа «Люди, прославившие наш край» Цель: Продолжать знакомить с родным городом. Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими край (В.М.Шукшин, Г.С.Титов, Р.И.Рождественский, М.Т.Калашников, М.С.Евдокимов, Ю.В.Кондратюк, И.А.Пырьев.)

Собирание пазлов

Проведение семинара-практикума «Родной свой край люби и знай»

Музыкально-патриотическое занятие

Цель: Стимулировать развитие детского муз. восприятия . Развивать эмоц. отзывчивость. Обогащать представления о городе. Воспитывать гордость за малую Родину.

Разучивание стихотворений И.Серебровой «Многоликий Алтай»

Дидактическая игра «Что лишнее»

Цель: Закрепит знания детей об особенностях края.




Выставка поделок из бросового материала: «Сделаем наш край чище»

Цель: Приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Сюжетно-ролевая игра «Музей»

Цель: Формирование умений создавать сюжет игры, действия работников, принятие своей роли и образа, построение сюжета согласна теме.

Раскрашивание иллюстраций природы.

Приглашение родителей к совместному с детьми участию в выставке.

Беседа о легендах Алтайского края. Цель: познакомить о происхождении края.

Занятие: «Алтай -хлеборобный»

Цель: Вызвать интерес к процессу выращивания хлеба и изготовления его в современных условиях.

Путешествие по фотографиям «Мой город»

Цель: Различать и узнавать известные места своего города.

Совместно с детьми, оформление альбома «Золотой край»

Экскурсия в краеведческие музеи.

Цель: Познакомить с произведениями искусства и ремесла, мемориальными предметами, связанные со знаменитыми земляками, материалы отражающие развитие края.


Игра – путешествие «Экологическая тропа»

Цель: привлечение внимания детей и их родителей к проблеме по охране окружающей среды.

Рассматривание иллюстраций(герб, флаг) и прослушивание гимна родного города.

Помощь в организации игры «Экологическая тропа»

Викторина «Что ты знаешь о своей малой родине?»

Цель: Выявить усвоенные знания детей.

Макет Алтайского края, символика края.

Цель: Формировать познавательный интерес к родному краю.

Подбор и выразительное чтение стихотворного материала по теме.

Цель: Развивать интерес к литературному творчеству.

Беседа о патриотическом воспитании.

Список использованных источников




  1. Антропова, В.В. История становления проектного метода в педагогике // Биржа интеллектуальной собственности. Учредитель: Международный институт промышленной собственности (МИПС) № 7/2011. С. 48 – 53. (0,5 п.л.)

  2. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. \\ Развитие личности. 2000 №1.

  3. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования Управление ДОУ.2006. №7.

  4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  5. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. М.: Айрис-Пресс, 2008.

  6. .Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ Е.С.Евдокимова. М.: ТЦ Сфера, 2006. .

  7. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем Н.Ю.Ерофеева Журнал «Завуч». 2000. №3.

  8. .Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие В.Н.Журавлева. Волгоград: Учитель, 2011.

  9. Комратова Н.Проектный метод  в  социо-культурном воспитании   дошкольников.\\Дошкольное воспитание.2010 №8.

  10. .Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты Г.М.Коджаспирова. М.: Владос-Пресс, 2003.

  11. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой Проблемы и перспективы развития образования. Пермь: Меркурий, 2011.

  12. Кудяков Р.Г. Проектная деятельность дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2007.№1.

  13. .Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009.

  14. .Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие А.А.Майер. М.: ТЦ «СФЕРА»,2008.

  15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Н.Ю.Пахомова. Методист. 2004. №1.

  16. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

  17. .Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник Отв. Г.Н.Масич. Красноярск: КИМЦ, 2010.

  18. .Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009.

  19. .Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. М.: АРКТИ, 2003.

  20. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. М.: ИТиИП РАО, 2004

  21. Сапранова С.И. Проектная деятельность С.И.Сапранова Воспитатель ДОУ. 2008. №2

  22. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения А.С.Сиденко Журнал «Завуч». 2003. №6.

  23. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду Л.Л.Тимофеева. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.

  24. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. М.: Дрофа, 2004..

  25. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста И.В.Штанько Управление дошкольным образованием. №4. 200

  26. Проектный метод в деятельности дошкольного учреж дения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева. Т.А. Данилина. Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. — 4-е издание — М.: АРКТИ,2006. - 96с.

Скачать 69.91 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Похожие:

Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности iconРазвитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности в детском саду Студентки 41 группы Анискиной Анастасии Дмитриевны Специальность

Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности iconКонспект образовательной деятельности Формирование звуковой культуры речи. Звук «Ш». «Путешествие воздушного шарика»
Цель: создание условий для воспитания звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений
Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности iconПроектная деятельность на уроках географии сущность проектной технологии школьников в обучении географии 7
Среди множества современных инновационных педагогических подходов, отличающихся от "классического формирования знаний, умений и навыков",...
Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности iconХарактеристика деятельности Управления государственных доходов по Павлодарской области Структура Управления государственных доходов по Павлодарской области Организация деятельности Управления государственных доходов по Павлодарской области
Целью прохождения практики является: закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического...
Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности iconМодуль проектной деятельности
«Разработка алгоритма и программного комплекса решения задачи размещения фрагментов сбис на основе роевых методов»
Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности iconИтоговый тест пм 04. Обеспечение проектной деятельности по специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям)
Анализе вероятностных параметров длительностей задач лежащих на критическом пути
Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности iconОрганизация проектной деятельности учащихся по иностранному языку
В этой связи стала широко использоваться проектная деятельность, когда учащимся предлагается «выйти за пределы класса», создать что...
Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности iconБлагодатный край
История заселения и этнический состав населения северо-западного региона Башкортостана
Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности iconПонедельник 14,21,28 Утро Беседа
Беседа: поведение прохожих. Задачи: напомнить детям правила безопасности общения с незнакомыми людьми, обратить внимание на поведение...
Знакомство старших дошкольников с людьми, прославившими Алтайский край, посредством проектной деятельности icon1. Методы разрешения конфликтов в коллективе
Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания...




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Исследовательская работа
Направление подготовки
Общая часть
Теоретическая часть
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Образовательная программа
Управления государственных
Федеральное государственное
Экономическая безопасность
Конституционное право
реакция казахского
Основная часть
Организация работы
Техническое обслуживание
Российская академия
Понятие сущность
Усиление колониальной
прохождении производственной
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
муниципальное управление
Теория государства
Уголовное право
Математическое моделирование
Административное право
Название дисциплины
Земельное право