Управления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт



Скачать 28.61 Kb.
страница1/2
Дата07.06.2018
Размер28.61 Kb.
Название файлаУправления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт.docx
  1   2

Управления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт
Как нам известно, что экономика Казахстана реформировалась в условиях глубокого кризиса. У Правительства и Национального Банка в начале реформенного процесса не было опыта проведения самостоятельной макроэкономической политики. Кроме того, в стране отсутствовали соответствующие институты, присущие суверенному государств: не было национальной валюты, учреждений банковской, бюджетной, антимонопольной систему и других институтов.

В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан "Казахстан - 2030, Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", опубликованном 17 октября 1997 года, Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан участвует в реализации третьего долгосрочного приоритета "Экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций". [Послание президента стратегия 2030]

Реализация задач, обозначенных Главой государства в Послании, была начата с Программы приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы и потребовала реформирования системы управления государственным имуществом, которые были одобрены Правительством Республики Казахстан в 2000 году в Концепции управления государственным имуществом и приватизации. В реализацию Концепции управления государственным имуществом и приватизации приняты и реализованы две программы повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации на 2001-2002 годы и 2003-2005 годы. В настоящее время реализуется Программа управления государственными активами на 2006-2008 годы.

В ходе реализации трех первых программ приватизации произошло формирование частной собственности как основы рыночной экономики. Осуществлена широкомасштабная приватизация в таких стратегических отраслях как электроэнергетика и нефтегазовая промышленность. Приватизировано 22 предприятия нефтегазового сектора и 18 энергетического.

Имидж страны с благоприятным инвестиционным климатом позволил привлечь в Казахстан инвесторов из США, Англии, Кореи, Швейцарии, Бельгии, Гибралтара, Индонезии, Канады, Германии, КНР, России. Иностранным инвесторам было продано 57 предприятий.

Мощным толчком для становления и развития казахстанской фондовой биржи стала продажа государственных пакетов акций 82 акционерных обществ, среди которых: ОАО "Корпорация Казахмыс", ОАО "Химфарм", ОАО "СНПС-Актобемунайгаз", ОАО "Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат", ОАО "Казцинк", АО "Совместное предприятие "Васильковское золото".

В центре первостепенного внимания государства, как отмечено в Послании, должна оставаться соответствующая защита иностранных инвестиций и возможности репатриации прибыли.

По состоянию на 1 октября 2007 года на постприватизационном контроле Комитета находилось 145 договоров купли-продажи.

В целях подтверждения инвестиционных вложений и исполнения договорных обязательств, принятых покупателями приватизированных объектов государственной собственности, Комитетом проводятся систематические обследования приватизированных предприятий с привлечением консультантов.

Рекомендации консультантов по результатам анализа выполнения инвестиционных и других обязательств используются в текущей работе с приватизированными объектами. Проблемы, выявленные в ходе проверок выполнения обязательств, выносятся на рассмотрение Комиссии по постприватизационному контролю, в составе представителей заинтересованных государственных органов. На основании рекомендаций Комиссии по постприватизационному контролю Комитетом принимаются меры, направленные на исполнение договоров купли-продажи, их корректировке и развитие приватизированных объектов.

Таким образом, постприватизационный контроль на данном этапе позволяет рассматривать деятельность приватизированных предприятий через призму договора купли-продажи и видеть положительные и отрицательные тенденции развития объектов, принимать необходимые решения и информировать о выявленных проблемах и наметившихся тенденциях как отраслевые министерства, так и Правительство Республики Казахстан.

Кроме того Республики Казахстан "О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение", принятый в 2003 году, предоставил дополнительную возможность решения задачи по обеспечению прозрачности в работе крупных организаций в стратегически важных отраслях экономики.

Государственный мониторинг собственности позволяет легитимно осуществлять регулярные комплексные наблюдения, проводить контроль, оценку и прогноз состояния объектов экономики. Получив правовое обоснование, мониторинг позволяет получать постоянно обновляющуюся информацию, являющуюся основой государственного прогнозирования и регулирования устойчивого экономического развития в соответствии со стратегическими интересами страны.

Комплексный анализ включает оценку финансово-хозяйственной деятельности на основе текущей отчетности хозяйствующих субъектов, оценку инвестиционных вложений, начисления и уплаты налогов, техническое состояние основных средств предприятий, оценку применяемой технологии, эффективность менеджмента.

Результаты мониторинга используются государственными органами при разработке новых и доработке существующих правовых актов, планировании бюджетов, определении основных направлений развития, как отдельных предприятий, так и целых отраслей.

За 2004 год обследовано -6 объектов, 2005 год - 23 объекта, 2006 год - 40 объектов, на 2007 год запланировано обследование 40 объектов.

За 2005 - 2006 годы в результате обследования крупнейших предприятий выработано 278 рекомендаций самого различного характера от внесения изменений в учредительные документы акционерных обществ до внесения изменения в законодательство республики. Из них 221 - для объектов мониторинга и 68 - для государственных органов.

Одной из задач, определенных Посланием, является поддержка отечественных предприятий. Пока национальный капитал молод и слаб, пока он делает свои первые шаги и находится в заведомо уязвимом положении, государство защитит его, поможет ему быстро встать на ноги, отмечает Президент в Послании.

Начиная с июня 1997 года, Комитет во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 года № 3398 "О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства" предоставлял в аренду или доверительное управление субъектам малого предпринимательства с правом последующей передачи в собственность неиспользуемых производственных объектов и площадей, офисных помещений государственных предприятий.

За этот период субъектам малого предпринимательства в аренду или доверительное управление с правом последующей передачи в собственность предоставлены 1 788 неиспользуемых объектов, в том числе и объекты незавершенного строительства, общей площадью 1 500 тыс. кв.м.

Кроме того, Концепцией управления государственным имуществом и приватизации с целью развития конкуренции в сферах, в которых осуществляют свою деятельность государственные предприятия, предусматривается сокращение их количества, оптимизация состава закрепленного за ними имущества и передача его в конкурентную среду. Так, в рамках текущей деятельности Комитета и его территориальных органов ежегодно проводятся проверки целевого использования имущества, закрепленного за государственными предприятиями. Только в 2006 году у 267 республиканских государственных предприятий, дочерних предприятий, филиалах и представительствах было выявлено 4788 неиспользуемых объектов. Из них 4462 (в основном оргтехника, мебели и т.д.) было предложено списать, как непригодные к дальнейшему использованию, 237 - передать на приватизацию, 34 - задействовать для уставных целей, 30 - передать в коммунальную собственность соответствующих областей, городов Алматы и Астаны и 25 - на балансы других государственных юридических лиц.

В текущем году в рамках работы рабочей группы, созданной Министерством финансов с участием представителей МЭБП и МИТ, были рассмотрены предложения министерств и ведомств по функционированию подведомственных им РГП. Результаты работы комиссии были заслушаны на совещании у Премьер - Министра Республики Казахстан по административной реформе.

Остальные предприятия будут переданы в конкурентную среду, в том числе в социально-предпринимательские корпорации.

Кроме того, созданы такие крупные национальные холдинговые компании как: акционерные общества "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук", "Фонд устойчивого развития "Казына", "Национальный холдинг "КазАгро", "Национальный технологический холдинг "Самгау".

Помимо этого, в целях развития регионов республики были созданы новые региональные бизнес структуры, имеющие статус национальных компаний -социально-предпринимательские корпорации: акционерные общества "Сарыарка", "Жетiсу", "Ертiс" и "Онтyстiк", "Тобол", "Батыс", "Каспий".

12 января 2006 года Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан подписано Соглашение об учреждении Евразийского банка развития, в реализацию которого создан новый международный финансовый институт с уставным капиталом в 15 млрд. долларов, предназначенный для финансирования крупных проектов как на территории двух стран, так и за их пределами.

Впервые в казахстанской практике была учреждена зарубежная компания с участием государства ENRC PLC в оплату части уставного капитала которой переданы государственные пакеты акций ряда казахстанских эмитентов (АО "ССГПО", АО "ТНК "Казхром", АО "Евроазиатская энергетическая корпорация"). Компания создана с целью выхода на международные фондовые рынки.

В своем выступлении на открытии первой сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва 2 сентября 2007 года Глава государства Н.А. Назарбаев поставил перед Правительством Республики Казахстан ряд задач по осуществлению структурной трансформации экономики, необходимой для реализации программы "30 корпоративных лидеров Казахстана" и укрепления финансового рынка страны. В связи с чем, в настоящее время выработаны меры, направленные на развитие фондового рынка Казахстана как альтернативного источника вложений свободных средств населения, создание законодательных механизмов, способных реально обеспечить наполнение фондового рынка.

Так, 27 июня 2007 года утверждена постановлением Правительства Программа повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения.

В настоящее время разработан и находится на согласовании план мероприятий по развитию фондового рынка и повышения инвестиционной активности населения на фондовом рынке на 2007-2009 годы, приложением к которому является перечень организаций с государственным участием, ценные бумаги которых предполагается реализовать через фондовый рынок.

Также следует отметить, что идет работа по разработке Государственной Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана", которая определит основные подходы и механизмы реализации прорывных проектов, направленных на диверсификацию экономики, четко обозначит ответственность государства и приоритетность мер государственной поддержки субъектов - участников реализации проектов, что в конечном результате позволит Казахстану войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Со дня принятия Стратегии 2030 прошло десять лет, а это - треть пройденного пути, но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что системность подхода Правительства Республики Казахстан к постановке среднесрочных и долгосрочных задач, направленных на реализацию Стратегии "Казахстан-2030" и достижения Казахстана в экономике подтвердили правильность и обоснованность выбранных стратегических приоритетов. [ стратегия 2030]

Реформирование экономики проходило поэтапно. На первом этапе (1992-1994 г.г) в экономике динамично осуществлялись процессы либерализации, создавалась законодательная база рыночных отношений, рынок наполнялся потребительскими товарами.

На втором этапе(1995-1999 г.г) главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая приватизацию, банкротство и санацию предприятий. В этот момент казахстанская экономика пережила последствия мирового финансового кризиса (1998-1999 г.г)

Третий этап (2000 г.) экономических преобразований в Республике Казахстан характеризуется высокими темпами экономического роста, ростом инвестиций в основном капитал и укреплением финансового потенциала страны. Важными мехами этого этапа являются:

- Обеспечение реализации Стратегии развития " Казахстан -2030" при помощи системы экономического развития;

-Создание Национального Фонда Казахстан для обеспечения устойчивого бюджетного финансирования и для защиты экономики от негативных внешних факторов; Национальный фонд Республики Казахстан создаётся в целях формирования накоплений государства, а также снижения зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен. Таким образом, фонд выполняет две функции: сберегательную и стабилизационную.

Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном банке Республики Казахстан.

Источники средств и порядок формирования фонда определяются в следующем. В составе пятилетнего индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан устанавливаются расчетные постоянные мировые цены на сырую нефть, медь и другие сырьевые товары, составляющие значительную долю казахстанского экспорта, на основе которых при разработке и утверждении республиканского и местных бюджетов рассчитываются средние цены реализации сырьевых товаров казахстанскими товаропроизводителями и соответствующие им доходы государственного бюджета от сырьевого сектора. Расчетные постоянные цены на сырьевые товары устанавливаются исходя из консервативного прогноза динамики мировых цен.

Фонд формируется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан) над утверждёнными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по их следующим видам:

-корпоративный подоходный налог;

-налог на добавленную стоимость;

-налог на сверхприбыль, бонусы, роялти;

доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам.

-проведении легализации денежных средств;

-принятие государственной программ развития страхования, поддержки малого предпринимательства, развития г. Астана.

Различают стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами возложено Конституцией Республики Казахстан на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов, Министерство государственных доходов Республики Казахстан.

Президент Республики Казахстан обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые реализуются во многом через Аппарат Президента. Президент ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики, издает указы и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны, подписывает Акты Парламента и Акты, издаваемые по инициативе Правительства, вносит изменения и дополнения в ранее изданные Акты Президента или отменяет их. Во многом регулирование валютно-финансовых отношений проводится в ходе переговоров и подписания международных договоров Республики Казахстан. Внутренние проблемы экономики и финансов определяются при регулярном заслушивании докладов Премьер-министра об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех важнейших решениях. Президент утверждает представленную Правительством единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета. Президент отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства. Он назначает на должность Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, заслушивает информацию о работе этих органов.

Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты сената и Мажилиса - Комитеты по экономике, финансам, бюджету, работающие на постоянной основе. В комитетах прорабатываются законодательные акты до внесения их на голосование в Палатах Парламента.

Компетенция Правительства Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает: разработку основных направлений социально-экономической политики, стратегических и тактических мер по ее осуществлению.Общегосударственные финансы управляются Министерством финансов и Министерством государственных доходов Республики Казахстан.

Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства госдоходов и налоговых органов.

Предупреждение, выявление, привлечение и расследование правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция - как правоохранительная структура. В целом их задачи состоят в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.

Органы финансовой полиции осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции. Органы финансовой полиции взаимодействуют с компетентными органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.

Структура таможенных органов включает Таможенный комитет Министерства финансов, областные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Таможенный комитет осуществляет непосредственное руководство таможенным делом. Он участвует в разработке таможенной политики государства, таможенном регулировании торгово-экономических отношений, содействует развитию внешнеэкономических связей и тем самым - реализации единой экономической политики Республики Казахстан.

Задачами таможенных органов являются защита экономических интересов и экономической безопасности страны: таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов - взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств.

Определенное участие в управлении государственными финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.

Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем заимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики.

Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства.


Скачать 28.61 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2

Похожие:

Управления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт icon1. Теоретические основы управления финансами проекта
Рекомендации по совершенствованию управления финансами проекта в ОАО «тнк-нягань»
Управления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт iconПрограмма развития архивного дела в Республике Казахстан на 2001-2005 годы
Нормативная база Единой системы электронного документооборота Республики Казахстан
Управления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт iconЗарубежный опыт мотивации и стимулирования работников
Оплата труда и ее роль в укреплении материальной заинтересованности работников предприятия
Управления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт iconЗарубежный опыт ведения земельных кадастров
Вопросы налогообложения, страхования, кредитования, защиты прав потребителей должны решаться только на основе сложившихся на текущий...
Управления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт iconГосударственное устройство Республики Казахстан Органы государственного управления
Согласно Конституции, Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, которое имеет три независимые ветви...
Управления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт iconАнтушевич елена петровна
Реформирование системы управления государственными финансами республики беларусь
Управления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт iconПроблема безработицы в Республике Казахстан
Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта...
Управления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт iconТаможенная статистика как составная часть основ таможенного дела
В республике Казахстан таможенная статистика позволяет более совершенно осуществлять валютный контроль, контроль за экспортно-импортными...
Управления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт iconИнструкция Общие положения
Задание №1. Организационная структура управления пожарной охраной в Донецкой Народной Республике
Управления финансами в Республике Казахстан и зарубежный опыт iconУспешный опыт трех старт-апов по кредитованию малого и среднего бизнеса
Методология: более 10 лет опыт по написанию нормативных документов верхнеуровневых и нижнеуровневых




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Исследовательская работа
Направление подготовки
Общая часть
Теоретическая часть
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Образовательная программа
Управления государственных
Федеральное государственное
Экономическая безопасность
Конституционное право
реакция казахского
Основная часть
Организация работы
Техническое обслуживание
Российская академия
Понятие сущность
Усиление колониальной
прохождении производственной
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
муниципальное управление
Теория государства
Уголовное право
Математическое моделирование
Административное право
Название дисциплины
Земельное право