сущность прогнозирования и планирования 1 Понятия прогнозирования 5



Скачать 64.39 Kb.
Дата01.02.2019
Размер64.39 Kb.
Название файлакурсовая принципы прогнозирования.docx
ТипРеферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1.СУЩНОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ 5

1.1 Понятия прогнозирования 5

1.2 Функции прогнозирования 8

1.3 Методы планирования и прогнозирования и их развитие 14

2.ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 19

2.1 Принципы прогнозирования в условиях рыночной экономике 19

2.2 Виды планирования и прогнозирования 20

2.3 Опыт и современные тенденции планирования в условиях рыночной экономике 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34


ВВЕДЕНИЕ

Прогнозирование одна из основных составляющих управленческого процесса. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе вырабатывания событий невозможно принятие эффективного управленческого решения.

Государственные деятели прошлого, полководцы, бизнесмены принимали подчас блестящие управленческие решения. При этом, как правило, использовались элементы прогнозирования, относящиеся скорее к искусству прогнозирования. Ведь науки о прогнозировании, как и науки управления, вообще не существовало.

Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В менеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены, они не идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются между собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и, наконец, правовой основой. Прогнозы, как правило, носят индикативный характер, а планы обладают силой директивного характера.

Прогнозирование, его функции и методы, анализ этих методов прогнозирования, изучение, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией. Опираясь на полученные данные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень и т.д.

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др. Таким образом, место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками - с другой. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов.

Актуальность курсовой работы заключается в обоснование важности существования системы планирования и прогнозирования на макроэкономическом уровне.

Целью данной курсовой работы является, рассмотрение принципов пронозирования.

Задачами проведенного исследования явились:

- раскрытие сущности планирования и прогнозирования, их основных принципов, а также их видов.

Объектом курсовой работы выступают принципы планирования и прогнозирования.

Предметом исследования данной курсовой работы являются функции, методы и анализ принципов прогнозирования и планирования.

1 СУЩНОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1.Понятия прогнозирования

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижение. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирования является важным связывающим звеном между теорией и практикой во всех сферах жизни общества. Оно имеет две разные плоскости конкретизации:

1.Собственно-предсказательную (дескриптивную, описательную).

2.Предсказательную (прескриптивную, приказную).

Прогноз предусматривает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Прогноз является, собственно, решением этих проблем, использованием информации о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в проблеме прогнозирования различают два аспекта:

1.Теоретико-познавательный.

2.Управленческий, связанный с возможностью принятия на основе полученного знания управленческих решений.

Понятие «прогнозирование» (от греческого – предусмотрения, прогноз) означает процесс изготовления вероятностного суждение о состоянии какого-нибудь явления или процесса в будущем.

Будучи одной из форм научного предусмотрения в социальной сфере, экономической или политической, прогнозирование находится во взаимосвязи с:

• целенадежность;

• планированием;

• программированием;

• проектированием;

• управлением.

Там, где объекты неуправляемые, имеет место безусловный прогноз с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Однако нередко (особенно в социальных прогнозах) обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазрушению прогноза. Так, прогноз успеха сможет вызвать мобилизацию сил, вдохновение, а прогноз катастрофы – панику и действительно заострить ситуацию, но может стимулировать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.

Первые попытки сознательно прогнозировать, предусмотреть судьбу, давать советы на будущее были известны уже древним грекам. За этими

советами они шли к оракулу ( от лат. — говорю, прошу). У древних греков, римлянинов и народов Востока этот дар якобы выходил от божества, и передавался жрецам; означает также место, где оповещалось пророчество.

Отсюда вывод: там, где можно и нужно решать, управлять, действовать, недостаточно просто попробовать предусмотреть (или поверить в прогноз), что именно состоится в будущем.

Прежде всего, необходимо представить, что случиться, если ничего не делать, а оставить все, как есть. Опыт показывает, что в случае, если будут назревать проблемы, их нужно не пассивно ждать и постановлять необдуманные решения, а активно решать. Безусловно, очень тяжело разработать для людей полезный прогноз и много сложности таит в себе наука прогнозирования.

В современной прогностике можно выделить четыре вида прогнозов:

1.Поисковый, который выявляет перспективные проблемы путем условного продолжения в будущее наблюдаемых тенденций.

2.Нормативный, который выделяет возможные пути решения проблем достижения какого-то оптимума на основе заведомо заданных критериев.

3.Аналитический, который позволяет в научных целях установить познавательную ценность разных методов и средств исследования будущего.

4.Прогнозы-Предостережение, которые составляются для непосредственного действия на сознание и поведение людей с целью принудить их предотвратить предвиденный будущее.

Мировой практикой прогнозирование освоено три образа разработки конкретных прогнозов:

1. Экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей, которые в прошлому и настоящему достаточно хорошо известные.

2. Моделирование объекта исследования, представление его в упрощенном схематическом виде, удобному для получения выводов прогнозного характера.

Примером может служить матрица шахматно-турнирного типа или, скажем, таблицы Периодической Системы Элементов, которые построены так, что в перекрестках разных значений выводятся соответствующие данные.

3. Прогнозная оценка эксперта, то есть человека, способного более или менее объективно судить о перспективах соответствующего явления.

Перечисленные образа прогноза будто дополняют друг друга. Каждая экстраполяция – это модель и оценка, а любая прогностическая оценка – это оценка плюс экстраполяция.

В свою очередь прогнозная оценка предусматривает экстраполяцию и воображаемое моделирование.

Кроме того, выделяют такие приемы прогнозирования:

1.Историческая аналогия.

2.Компьютерное моделирование.

3.Сценарий будущего.

Однако самым важным методом социального прогнозирования остается экспертная оценка перспектив реального исторического процесса при условии, что она опирается на верные теоретические построения о нем, используя результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию.

Нужно отметить, что сегодня прогнозирование все больше принимает социальную направленность.

Социально-экономическое прогнозирование – это интегрирующая область знания, ее невозможно развести по отдельным «департаментам науки», потому что не может быть обоснованных социальных прогнозов без учета перспектив экономическое, экологическое, демографического развития, научно-технического прогресса, возможной эволюции культуры, динамики международных отношений.

Таким образом, задача социально-экономического прогнозирования, с одной стороны, заключается в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой сфере, руководствуясь реальными процессами действительности, а из другого, – в том, чтобы содействовать изготовлению оптимальных текущих и перспективных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения из позиций его следствий в прогнозируемом периоде.
1.2. Функции прогнозирования.
Основными функциями социально-экономического прогнозирования есть:

1. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций.

2. Исследование объективных связей социально-экономических и политических явлений и процессов.

3. Оценка объекта прогнозирования.

4. Выявление альтернатив развитию экономики и социального развития.

5. Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.

Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций осуществляется за тремя стадиями:

• ретроспекция;

• диагноз;

• проспекция.

Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На стадии ретроспекции происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

Диагноз является таким этапом прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденций его развития и выбора моделей и методов прогнозирования.

На стадии диагноза проводится анализ объекта прогнозирования, который лежит в основе прогнозной модели. В общем виде эти вопросы рассматриваются в процессе передпрогноированой подготовки при первичном описании объекта и постановке задачи прогнозирования, формирование задачи прогноза, подготовки стадии ретроспекции.

На стадии диагноза анализ объекта прогнозирования, как правило, заканчивается не только разработкой модели прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.

Проспекция является этапом прогнозирования, на котором, по данным диагноза, разрабатываются прогнозы объекта прогнозирования, проводится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез).

На стадии проспекции оказывается, какой информации об объекте прогнозирования не хватает, уточняется раньше полученная информация, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта согласно информации, которая поступила.(4)

При беспрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит беспрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, таким образом осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. Аналитическая работа состоит в выявлении тенденций экономического развития факторов, которые влияют на изменение объекта на основе глубокого анализа национального и мирового опыта, нахождении начального уровня и важнейших проблем, которые определяют дальнейшее развитие народного хозяйства.

В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденций развития экономики определяется, насколько принятые плановые решения отвечают будущему развитию, оказываются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым уровнем.

Научный анализ позволяет установить те факторы, активное влияние на которые приводит к изменению существующих тенденций и обстановки, которая сложилась.

Оценка объекта прогнозирования базируется на объединении аспектов детерминированности и неопределенности. При отсутствии одного из них прогнозирование теряет смысл. При абсолютном детерминизме исчезает возможность альтернативного выбора решений.

При абсолютной неопределенности конкретное представление будущего невозможное.

Одной из условий формирования экономических, социальных и научно-технических прогнозов есть его периодизация, то есть согласование с народно-хозяйственными планами. Каждый прогноз опирается на те процессы, которые происходят в народном хозяйстве, которые за своей продолжительностью заключаются в его временной горизонт.

Прогнозирование за своей сутью является беспрерывным процессом. Это выражается в необходимости уточнения прогнозов с учетом уточнения научных данных и новых экономических явлений, которые возникают в ходе выполнения народнохозяйственного плана.

В процессе планирования разрабатываются прогнозы:

1. Выявление действующего плана, результаты которых позволяют вносить у него определенные коррективы и дают начальную базу для планирования на следующий плановый период.

2. Будущего планового порядка, результаты, которых служат научно-аналитическим материалом для разработки очередного плана.

3. На срок, который превышает очередной плановый период, которые дают оценку следствий принятых плановых решений и выявляют новые условия и проблемы развития в долгосрочной перспективе.

На основе социологии, достижений естественных и технических наук оказываются объективные альтернативы исследуемого процесса и тенденций его развития на перспективу. Разработка прогнозов, их целенаправленное использование позволяет ставить под контроль экономические и социальные процессы, определять согласно поставленным перспективным целям необходимые оптимальные пропорции на продолжительный период.

Нужно также выделить такие функции:

1.Специальные.

2.Обеспечивающие:

• прогнозирование;

• информацию;

• организацию.

3. Планирование.

4. Координации.

5. Регулирование.

6. Гуманистическая.

7. Консолидирующая.

8. Передачи социального опыта.

Функции также делятся на:

1.Нормативные.

2.Ориентационные.

3.Предупредительные.

1. Нормативные функции:

• в прогнозе всегда соблюдаются определенных показателей и норм;

• дают возможность реализовать прогностическую модель;

• предостерегают орган управления от субъективизма в его деятельности.

2. Ориентационные функции:

• выражаются в определении субъектом управления целей развития общества;

• более реалистическом направлении и выборочном подходе к информации.

3. Предупредительные функции:

• информируют орган управления о возможных и реальных отклонениях объекта от прогностической модели;

• дают возможность анализировать факторы и причины, которые обусловливают действие руководящей системы, и своевременно принимать меры к ним стабилизации.

Реализовывая те или другие функции прогнозирования, необходимо определить подходы, которые составляют научную основу экономического и социального прогнозирования.

В данное время используются два подхода.

При поисковому (или исследовательскому) подходе конечной целью является определения возможных состояний объекта прогнозирования в перспективе, учитывая, что хранятся существующие тенденции развития этого объекта. При этом не принимаются во внимание условия, которые могут изменить эти тенденции.

При нормативном подходе имеется в виду, что определение путей и сроков достижения возможного состояния объекта в будущему понимается как цель. Например, при исследовательском подходе на базе имеющейся информации о росте потребления мы предусматриваем, насколько оно возрастает за период к уровню рациональных норм. При таком подходе исследуются и прогнозируются возможные пути изменения тенденций за счет интенсификации производства, улучшение его структуры, повышение производительности работы и др.

При исследовательском подходе определяется в качестве базы достигнутый уровень. Например, в нашей стране оптимальный трудоспособный возраст составляет 16 лет, итак, трудовые ресурсы на 15-16 лет вперед будут определяться сегодняшней структурой населения.

Любое предвиденное явление или процесс имеет свои истоки в настоящем и прошлому. Будущее состояние объекта прогнозирования формируется из уже известных элементов, хотя и в новых соотношениях, других связях. С увеличением периода прогнозирования эта зависимость прослеживается все слабее.

Рассмотренные выше два научных подхода, которые реализуют функции прогнозирования, связанные между собой, они взаимно дополняют друг друга. Связь находит свое выражение в ряде общих черт. В обеих случаях необходимо проследить взаимосвязь между прошлым и будущим.

При исследовательском и нормативном подходах хранятся наследственность между прошлым и настоящим, поскольку описать и определить достигнутое состояние можно только на основе изучения современного состояния, а с другой стороны, полученные результаты или прогнозируемые цели необходимо соотнести с реальными возможностями науки, техники, экономики.

Критерии поступательного развития общества:

1.Увеличение свободы личности и ответственности.

2.Утверждение справедливости в социальной жизни.

3.Увеличение открытости общества.

4.Создание системы социальной и моральной безопасности лица.

1.3 Методы планирования и прогнозирования и их развитие.

К методам планирования можно отнести:

- экономического анализа;

- нормативный,

-балансовый,

- программно-целевой,

- бюджетирование, ориентированное на результат и др.

Метод экономического анализа

Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования.

Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозном (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

В процессе экономического анализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный и экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.). Метод группировок предполагает объединение объектов экономического анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия и выявить тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов.

Нормативный метод является одним из основных методов бюджетного планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

В практике прогнозирования и планирования применяется система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы использования основных производственных фондов; нормативы капитальных вложений и капитального строительства; нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства; финансовые (нормы амортизации, нормативы рентабельности, ставки налогов и др.); социальные (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, нормы потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществ и др.) нормы и нормативы.

С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.

Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.

В системе прогнозных и плановых балансов одно из центральных мест занимают материальные балансы. С их помощью увязываются производство и потребление конкретных видов продукции, обосновывается производственная программа предприятий. Они широко используются для установления межотраслевых пропорций.

Программно-целевой метод

По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно.

ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей и исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, социальных, производственных, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Разработка целевых комплексных программ осуществляется по этапам.

- На первом этапе формируется перечень важнейших проблем, из которого затем выбираются проблемы, требующие первоочередного решения.

- На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.

- На третьем этапе разрабатываются задания и мероприятия, необходимые для успешной реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения.

- Четвертый этап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

- Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы

2. ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКНОМИКИ

2.1 Принципы прогнозирования в условиях рыночной экономики.

Разработка прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах. Основополагающим принципом прогнозирования является принцип альтернативности, который требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив). Согласно этому принципу, в основу должен быть положен наилучший вариант из двух или нескольких возможных. Этот принцип исходит из сущностных характеристик прогноза и связан с возможностями развития экономики и ее звеньев по разным траекториям.

К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования.

Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели.

В связи с непрерывностью экономического развития, совершенствованием производства на базе развития науки и техники должен соблюдаться принцип непрерывности планирования, то есть преемственности прогнозов, планов.

Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, то есть был направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись отрасли экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики в целом.

С целью обеспечения наиболее эффективного функционирования экономики должен соблюдаться принцип оптимальности. Термин "оптимальный" означает наилучший, то есть из всех возможных вариантов должен выбираться наилучший, наиболее эффективный.

Принцип адекватности целесообразно в большей мере рассматривать применительно к моделированию социально-экономических процессов. Экономико-математические модели, используемые в процессе прогнозирования развития экономики и оптимального планирования, должны быть адекватными, то есть отражать реальные процессы.

Сбалансированное и пропорциональное развитие экономики возможно при учете в процессе разработки прогнозов и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого принципа заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения.

Принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов данной территории и рационального использования местных ресурсов. Соблюдение этого принципа способствует повышению эффективности общественного производства, росту благосостояния народа и улучшению состояния окружающей среды.

2.2.Виды планирования и прогнозирования.

Анализ развития большинства развитых стран свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем рыночных отношений: чем сильнее развиты рыночные отношения, тем значительнее государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов. Именно государство создает условия для свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. В современном рыночном хозяйстве государство стало фактически мозговым центром, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивость экономического роста.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

- внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением Валового национального продукта.

Одним из наиболее важных инструментов в системе государственного регулирования национальной экономики является осуществление планирования и прогнозирования ее основных параметров развития.

Наукой и практикой разработаны различные виды планирования, из которых наибольшее распространение получили директивное, стратегическое, индикативное.

Более 70 лет настойчиво говорилось о приоритете нашей страны в разработке теории и применения на практике планирования как главнейшего регулятора протекания всех общественных процессов. При этом в качестве базовой была принята директивная форма, которая понималась как единственно возможная и единственно правильная. Между тем, это далеко не так. Мировым сообществом также широко применяются и другие виды планирования и прогнозирования, а именно индикативное и стратегическое.

Директивное – то есть обязательное, жесткое, подлежащее исполнению. Оно нашло применение только в отношении планирования, поскольку прогноз носит вероятностный характер, а это противоречило принципу директивности. Директивность предполагала применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач.

Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов - законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям в зависимости от достигнутого конечного результата.

Определенные положительные результаты данной формы планирования позволяют ряду экономистов считать его жизненно важным и наиболее эффективным инструментом управления народным хозяйством. В то же время необходимо отметить определенную ограниченность масштабов применения и ряд недостатков, свойственных директивному планированию. Прежде всего, это то, что органы государственного управления далеко не всегда могут обеспечить наиболее эффективное развитие экономики по многим причинам объективного и субъективного характера.

К объективным обычно относят форс-мажорные обстоятельства, различные внешние отклонения (нарушения сроков и других условий при поставках сырья, материалов, энергии, комплектующих изделий и др.), колебания в функционировании бюджетно-кредитной системы и т.д.

К субъективным причисляют резкое снижение мотивации органов управления и трудовых коллективов к принятию напряженных планов, поскольку оценка их деятельности осуществляется в зависимости от выполнения и перевыполнения установленного задания.

Цели и задачи плана, как правило, состоят в осуществлении на практике политической воли высшего руководства страны. Его содержание и уровень зависят от конкретно складывающейся ситуации и могут меняться с течением времени.

Между тем, планирование может успешно выполнять возложенные функции и тогда, когда оно вместо жесткого носит более свободный, раскрепощенный характер. Формы такого планирования нашли широкое развитие и применение по существу во всех государствах мира. Наиболее массовыми из них являются стратегическое и индикативное планирование и прогнозирование.

Стратегическое планирование - процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу, и формирование механизма их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды.

При стратегическом планировании в отличие от директивного планирования решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др., при этом конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени.

Характер задач зависит от поставленных органом управления стратегических целей развития, которые в решающей степени задают направленность и содержание планирования. В конечном счете, цель стратегического планирования заключается в построении модели будущего развития государства или другого объекта, применительно к которому осуществляется планирование. В большинстве случаев разрабатываются несколько альтернативных моделей, из которых выбирается одна более совершенная.

Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений системы мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в экономическом развитии государства, государств-партнеров и мирового сообщества. Его назначение - сделать оперативные и текущие управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но, в первую очередь, с позиций завтрашнего дня.

Учитывая относительно длительный период по времени, сложность рассматриваемого объекта и в этой связи неопределенность многих показателей, стратегическое планирование в основном выполняет функции активного прогноза с применением соответствующих методов прогнозирования при его разработке. Как и для долгосрочных прогнозов, период упреждения по времени стратегических планов составляет 20-25 и более лет.

Стратегическое планирование особенно характерно для США. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы - на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз дополняет стратегический и выступает в качестве практического инструмента в развитии экономики на кратко- и среднесрочный периоды.

Индикативный план включает в себя концептуальную (концепция социально-экономическою развития); прогнозную (прогноз социально-экономического развития); планово-регулирующую (система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы) части.

В настоящее время индикативное планирование получает все большее признание и применение практически во всех государствах мира. Данная форма предполагает отход от жесткого директивного планирования и предусматривает регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей. Оно носит преимущественно рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций для достижения поставленных целей. Например, если стоит задача увеличения производства какого-нибудь вида промышленной или сельскохозяйственной продукции, то государством прогнозируется предоставление товаропроизводителям льготных кредитов для развития материально-технической базы, приоритетное обеспечение ее реализации и т.д.

Однако индикативное планирование само по себе не является панацеей в решении всех социально-экономических проблем. Успех его реализации, как свидетельствует мировой опыт, определяется многими факторами. Важнейшими среди них являются: законодательное обеспечение экономического развития; адекватность проводимой руководством страны экономической политики содержанию планов; мотивация субъектов хозяйствования на достижение поставленных целей; соблюдение законности в области хозяйственного права как органами власти, так и хозяйствующими субъектами.

2.3 Опыт и современные тенденции планирования в условиях рыночной экономике.

Стимулом развития прогнозирования и планирования за рубежом стал мировой кризис 1929-1933 гг., заставивший искать пути выхода из него. В 30-е гг. за рубежом впервые возникает планирование на макроуровне. Первые планы на макроэкономическом уровне касались финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.

В 1944 году известный немецкий экономист К. Ландауэр, эмигрировавший в США, опубликовал свою книгу под названием «Теория национального экономического планирования». Система планирования, предложенная автором, очень похожа на ту, которая позже стала известна, как «Индикативное планирование», в рамках которого национальное правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

В послевоенные годы планирование на макроэкономическом уровне используется не только для борьбы с кризисом, но и для регулирования процессов распределения национального продукта. Национализация ряда отраслей, рост доли государственного сектора в экономике, дали возможность правительствам осуществлять прямой контроль над внешней торговлей, ценовой политикой и финансами. В 50-е гг. во многих странах произошел отход от составления национальных государственных планов в форме бюджетов.

Сформировались два новых направления. Первое, связано с усложнением административного государственного аппарата, используемого для разработки планов; второе, с расширением сферы деятельности планирования и прогнозирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в Министерстве финансов государства, то в начале 60-х годов XX века создаются специальные плановые органы: так, во Франции – это Генеральный комиссариат по планированию, в Японии – это Экономический консультативный совет и Управление экономического планирования; в Нидерландах – это Центральное плановое бюро; в Канаде – Экономический совет.

Во Франции общегосударственные планы разрабатываются с 1946 г. Первый государственный план был назван по имени основателя французской системы планирования «план Моне».

Можно выделить три этапа развития системы планирования во Франции. Первый этап охватывает послевоенные годы и характеризуется тем, что планы, построенные на базе прогнозов, носят директивный характер, и параметры, заложенные в них, обязательны для исполнения. Во На втором этапе, начиная с 60-х годов, Франция переходит к индикативному планированию и построению соответствующих прогнозов развития. В этот период параметры, содержащиеся в планах, начинают носить рекомендательный, ориентировочные для частного сектора экономики характер. На третьем этапе, в последние два десятилетия, Франция вступила в новую стадию развития системы прогнозирования и планирования – основной акцент переносится на составление стратегических планов развития. Многие исследователи связывают такой переход с интегрирующей ролью Европейского союза. В 2006 году Генеральный комиссариат по планированию был преобразован в Центр стратегического анализа.

Планирование в Японии начали применять только в 50-е годы в связи с необходимостью срочного восстановления экономики. Эту задачу решал Правительственный совет по экономическому планированию. Были разработаны двенадцать общегосударственных планов социально-экономического развития. Они предусматривали решение самых важных и неотложных проблем, стоящих перед страной.

Сложившейся формой общенационального планирования в Японии, является, таким образом, периодическая разработка общегосударственных планов социально-экономического развития страны. В этом процессе в той или иной мере принимают участие все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, и прежде всего министерство финансов и министерство внешней торговли и промышленности. К составлению планов привлекаются и многие научно-исследовательские организации, а также широкий круг опытных специалистов и экспертов. Главную же координирующую роль в их разработке играет Управление экономического планирования, а совещательно-исполнительную - Экономический совет.

Экономический совет, приступая к планированию, исходит прежде всего из целей достижение экономической независимости страны, максимизация роста, удвоение национального дохода и т.п. Вместе с тем с начала 60-х годов учитываются и цели, поставленные всеохватывающими долгосрочными государственными программами, известными как комплексные планы национального развития. Они разрабатываются Советом по вопросам национальной территории при правительственном Управлении по делам национальной территории по мере возникновения серьезных изменений во внутренних и внешних условиях развития страны.

Эти долгосрочные государственные программы (в отличие от экономических планов) утверждаются кабинетом министров не просто на основе сложившейся традиции, а согласно закону о комплексном развитии территории страны (1950 г.) и поэтому носят законодательный характер.

Главная цель - обеспечить основу сбалансированного развития нации. Исходя из существующих проблем планового развития государственной территории, и необходимости обеспечения ее безопасности, поставлена задача добиться ликвидации чрезмерной концентрации населения, экономики и административных функций государства в основных районах страны, достичь повсеместного развития ее территории, углубления связей между отдельными районами.

Общегосударственные планы социально-экономического развития представляют собой конкретизированную экономическую часть всеохватывающих долгосрочных государственных программ.

На разработку такого плана уходит несколько месяцев, после чего Экономический совет представляет его в виде доклада премьер-министру, который, как правило, одобряет план без особых изменений. При необходимости вносятся определенные поправки и уточнения. По традиции окончательный вариант утверждается кабинетом министров как общегосударственный экономический план, публикуется в печати и доводится до сведения всех правительственных учреждений. Практика показала, что большинство японских компаний (особенно крупных) способствуют осуществлению плана, а многие из них планируют свою деятельность исходя из его наметок и ориентиров.

Отличительной чертой японского общегосударственного планирования является гибкость. Практически ни один из действовавших планов не просуществовал до первоначально намеченных конечных сроков. Однако их досрочная замена очередными новыми программами отнюдь не были результатом неэффективности, а вызвана тем, что основные плановые показатели были превзойдены или почти выполнены за более короткий период.

В Южной Корее государственное планирование началось с плана Натана, разработанного в 1954 г. при участии экспертов ООН.

В начале 1960-х годов экспертами Агентства международного развития была разработана долгосрочная программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации Международного валютного фонда (МВФ). В программе намечалось всемерное укрепление связей с рынками ведущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование в конкурентоспособные отрасли; поддержание внутреннего потребления на минимальном уровне; контроль государства над производством.

Особое внимание в государственных планах Южной Кореи придается поддержке крупных финансово-промышленных групп (ФПГ). Динамичный рост ФПГ, ориентация на внешний рынок способствовали их превращению в транснациональные корпорации (ТНК).

Экономической реалией Южной Кореи является централизованное планирование с использованием средне-, долгосрочных планов и целевых программ, с установлением в некоторых случаях детализированных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой мониторинга хозяйственной деятельности и жестким экономическим, а иногда и административно-командным контролем.

Приоритетным направлением является поддрежка экспорта путем предоставления льгот и субсидирования национальных экспортеров. Если в течение строго ограниченного времени экспортеру не удалось занять рыночную нишу или нарастить свое присутствие на данном товарном рынке, он автоматически теряет льготы и субсидии. Под контролем государства находятся также внутрифирменные издержки и качество продукции, иностранный капитал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

1. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития.

Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, в то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер.

Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

2. Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу.

Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.П.Тощенко, «социальное прогнозирование - это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию».

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным - проектирование.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2016- 260 с.

2. Бугуян И.Р. Макроэкономика. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону: "Феникс", 2017. - 352 с.

3. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.: Издательский Дом "Дашков и К", 2018. – 308 с.

4. Бюджетная система России: учебник для ВУЗов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 258с

5. Гришин В.И. Фактор стабилизации экономического и социального положения в регионах / В.И. Гришин. [Текст] // Финансы. 2016. №8. С.12-15

6. Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Бюджетная реформа: взгляд с позиции региона / С. И. Гусев, Ю.Г. Швецов. [Текст] // Финансы. 2017.№8. С. 23-37

7. Казаков В.А. Межбюджетные отношения здравого смысла / В.А. Казаков. [Текст] // Финансы. 2015. №8. С. 39-44

4. Камаев В.Д., Лобачева Е.Н. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.Д. 5. Камаева, Е.Н. Лобачевой, Издательско-торговое объединение "Юрайт", Москва, 2015. - 557 с.

6. Немкина О.И. Финансовый федерализм: опыт США. / О.И. Немкина. [Текст] // Финансы. 2016. №10. С. 22-51

7. Пронина Л.И. Реформирование межбюджетных отношений и интересы местного самоуправления / Л.И. Пронина. [Текст] // Финансы. 2015. №11. С.22-28

8. Романенков А.И. Реализация принципов бюджетного федерализма органами федерального казначейства / А.И. Романенко. [Текст] // Финансы. 2016. №10. С.21

9. Романцов А.А. Межбюджетные отношения и формирование доходов территориальных бюджетов / А.А. Романцов. [Текст] // Финансы. 2016. №9. С.14-16

10. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие для вузов / Т.Г.Морозова, А.В. Пикулькина, В.Ф.Тихонов и др., Под ред.

Т.Г.Морозовой, А.В.Пикульина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2016. - 318 с.

11. Титов К.А. Федерализм. Бюджетный федерализм / К.А. Титов. [Текст] // Экономические науки. 2017. №1. С.33-42

12. Финансово-экономический словарь / Под ред. М.Г. Назарова. М.. – М. Экспо, - 2016. – 549 с.

13. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, - 2017. – 385 с.

14. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. /Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. - М.: Проспект, - 2015. – 416 с.

15. Финансово-экономический словарь / Под ред. М.Г. Назарова. М.. – М. Экспо, - 2013. – 549 с.

16. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, - 2018. – 385 с.

17. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. /Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. - М.: Проспект, - 2018. – 416 с.

18. Ходорович М.И. Бюджет и бюджетная система: учебное пособие / М.И. Ходорович. [Текст]. // ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2012. - 327с.

19. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы / С.Д. Шаталов. [Текст] // М.: МЦФЭР, 2015. - 241с.

20. Цыгичко В. А. Основы прогнозирования систем: учебное пособие для вузов / В.А. Цыгичко. – М.: Финансы и статистика, - 2018, - с. 264



21. Эффективность бюджетных расходов на региональном уровне / Под ред. А.М. Лаврова. — М.: Издательство «Весь Мир», - 2014, - 171 с.
Скачать 64.39 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Похожие:

сущность прогнозирования и планирования 1 Понятия прогнозирования 5 iconЛекция 2 Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
Под методологией планирования и прогнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и...
сущность прогнозирования и планирования 1 Понятия прогнозирования 5 iconТеоретическая часть методологические основы прогнозирования в логистике 4
Методы прогнозирования в логистике. Количественные и качественные методы прогнозирования 10
сущность прогнозирования и планирования 1 Понятия прогнозирования 5 icon? Нехватка информации, получаемой количественными методами прогнозирования
В каких ситуациях по Фидлеру лучше подходит стиль руководства, ориентированный на отношения? умеренно благоприятных
сущность прогнозирования и планирования 1 Понятия прогнозирования 5 iconФилософия Содержание
Неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств выступает совпадение горизонтов бюджетирования и прогнозирования...
сущность прогнозирования и планирования 1 Понятия прогнозирования 5 iconЦели и содержание контроля проекта
Контроль проекта это создание и реализация системы измерения, учета, прогнозирования и выявления отклонений в границах реализации...
сущность прогнозирования и планирования 1 Понятия прогнозирования 5 icon16. Периодическая система Развития компьютерных систем
Кратко рассмотрены вытекающие из анализа периодической системы перспективы предстоящей нанокомпьютеризации. Необходимость понимания...
сущность прогнозирования и планирования 1 Понятия прогнозирования 5 iconГлава Сущность и понятие стратегического планирования
Типы стратегий
сущность прогнозирования и планирования 1 Понятия прогнозирования 5 iconДипломный проект "Разработка информационной системы финансового планирования для малого предприятия"
Объектом разработки является автоматизированная информационная система финансового планирования. В работе произведен анализ наиболее...
сущность прогнозирования и планирования 1 Понятия прогнозирования 5 icon1 Метод проектов: сущность понятия, цели и задачи

сущность прогнозирования и планирования 1 Понятия прогнозирования 5 iconПринципы эффективного планирования деятельности предприятия
Совершенствование системы стратегического планирования на предприятии «оао сбербанк России» 27




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Исследовательская работа
Направление подготовки
Общая часть
Теоретическая часть
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Образовательная программа
Управления государственных
Федеральное государственное
Экономическая безопасность
Конституционное право
реакция казахского
Основная часть
Организация работы
Техническое обслуживание
Российская академия
Понятие сущность
Усиление колониальной
прохождении производственной
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
муниципальное управление
Теория государства
Уголовное право
Математическое моделирование
Административное право
Название дисциплины
Земельное право