1.1. Анализ исходных данных 1.1.1.Описание функционального назначения детали и анализ чертежа детали, выявление комплектов основных и вспомогательных конструкторских баз
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается коробка скоростей (КС) - агрегат различных промышленных механизмов (например,станков) и трансмиссий механических транспортных средств. Коробка скоростей транспортных средств предназначена для изменения частоты и крутящего момента на ведущих колесах. Также КС обеспечивает возможность движения транспортного средства задним ходом и длительного отключения двигателя от движителя при пуске двигателя и работе его на стоянках. В металлорежущих и других станках КС применяют, в первую очередь, для обеспечения оптимальных режимов резания — частот вращения (скоростей перемещения) режущего инструмента или обрабатываемой детали (например, частота вращения шпинделя токарного или всерлильного станка).
Данная коробка скоростей представляет собой два вала с двумя зубчатыми передачами, входящими в зацепление. Рассматриваемая деталь - плоское цилиндрическое зубчатое колесо нижнего вала. Оно предназначено для передачи вращения при вхождении в зацепление с другой зубчатой поверхностью. В данной детали имеется шпоночный паз для фиксирования ее на валу. Левый торец детали контактирует с буртиком вала, а правый - со втулкой на валу. С точки зрения функционального назначения в плоском зубчатом колесе можно выделить следующие поверхности:
-
Рабочие: поверхность зубьев
-
Базовые: торцы и отверстие
-
Свободные: фаска на внешней поверхности колеса
При классификации баз по назначению для данной детали были выделены следующие виды баз:
Конструкторские базы: используются для определения положения детали.
Основные:
- ось отверстия ф37Н7: 3 степени-база, используемая для наложения на заготовку или изделие связей, лишающих их двух степеней свободы - перемещения вдоль одной координатной оси (Y) и поворота вокруг другой оси (Z);
- торец 155h12: 2 степени- используется для наложения на заготовку или изделие связей, лишающих их двух степеней свободы - перемещения вдоль двух координатных осей (Х и Y);
- ось симметрии шпоночного паза: 1 степень- используемая для наложения на заготовку связей, лишающих их одной степени свободы - перемещения вдоль одной координатной оси (X) или поворота вокруг оси (X).
Технологическая база: база, используемая для определения положения заготовки или изделия при изготовлении и ремонте:
- ось отверстия ф37Н7;
- торец 155h12.
Измерительная база: база, используемая для определения относительного положения заготовки или изделия и средств измерения:
- ось отверстия ф37Н7;
Степень точности зубчатого колеса 8-7-6-В определяется по ГОСТ 1643-81. Для сопряжения зубчатого колеса с валом выбрана рекомендуемая переходная посадка H7/k6, которая в среднем дает незначительный зазор (1-5 мкм) и обеспечивает хорошее центрирование, не требуя значительных усилий для сборки и разборки. Для равномерного распределения нагрузки по поверхности торцев и точности положения зубчатого колеса как при нарезании зубчатого венца, так и во время его работы в механизме была расчетным путем получена шероховатость обоих торцов Ra=0,4 мкм. Для обеспечения требуемого характера сопряжения была получена шероховатость поверхности посадочного отверстия Ra=0,8 мкм. Так же для обеспечения необходимых условий работы передачи по наивысшей степени точности была выбрана шероховатость профилей зубьев колеса Ra=0,8 мкм. Поверхность наружного диаметра имеет шероховатость Ra 1,2 мкм, т.к. будет в дальнейшем использоваться как измерительная база при контроле основных точностных параметров зубьев.
Материал детали - Сталь 40Х(ГОСТ 4543-71). Эта сталь является углеродистой легированной сталью. После закалки и соответствующего отпуска она приобретает высокую прочность при одновременном сохранении достаточной пластичности, что позволяет использовать ее при производстве зубчатых колес.
Химический состав материала:
Химический элемент
|
%
|
Кремний (Si)
|
0.17-0.37
|
Медь (Cu), не более
|
0.30
|
Марганец (Mn)
|
0.50-0.80
|
Никель (Ni), не более
|
0.30
|
Фосфор (P), не более
|
0.035
|
Хром (Cr)
|
0.80-1.10
|
Сера (S), не более
|
0.035
|
Физико-механические и технологические свойства стали 40Х:
Физико-механические свойства:
Плотность ρ, г/см3: 7,85.
Предел прочности при растяжении σв, МПа: 600.
Модуль упругости Е, МПа: 218500.
После закалки:
-
Предел прочности при растяжении σв, МПа: 1500.
-
Ударная вязкость ан ·105, Дж/м2: 3.
-
HRC: 46-51.
Технологические свойства:
Температура ковки, ⁰ С: 800-1250.
Поделитесь с Вашими друзьями: |