Работа с файлами
Для того, чтобы работать с файлами в паскале, объявляют переменную, которую называют файловой. Файловые переменные бывают следующих видов:
-
Текстовые
-
Типизированные
Общий вид объявления такой, соответственно для каждого вида:
var
<имя файловой переменной>: text;
<имя файловой переменной >: file of <тип>;
<имя файловой переменной >: file;
Файловые переменные (далее ф.п.) второго вида могут объявляться любым основным типом. Следующим шагом надо связать файловую переменную и файл (физический файл), находящийся на жестком диске или на съемном носителе:
аssign (<имя ф.п.>, <директория>);
Примечание: в Pascal ABC .NET можно использовать оператор AssignFile(<имя ф.п.>, <директ.>);
Запомните! После того, как Вы связали ф.п. с физическим файлом, работать с последним Вы еще не можете, так как он еще не открыт.
Для того чтобы открыть файл на чтение и на запись используют оператор reset (<имя ф.п.>);. Примечание: файл, связанный с переменной текстового типа открывается просто на чтение.
Для того чтобы открыть файл на запись, обнулив все его содержимое, даже если он уже существовал, используют rewrite (<имя ф.п.>);. Примечание: Рекомендуется данную команду применять сразу после того, как создан новый файл.
Для закрытия файла используют close (<имя ф.п.>);. В Pascal ABC .NET можно использовать CloseFile (<имя ф.п.>);. Примечание: Рекомендуется при завершении работы приложения закрывать все файлы, открытые данной программой.
Erase (<имя ф.п.>); — удаляет файл, связанный с файловой переменной, с диска.
Rename (<имя ф.п.>,<нов.имя>); — переименовывает файл на диске, связанный с файловой переменной.
Функция EOF (<имя ф.п.>); — возвращает значение True, если достигнут конец файла, иначе False, если конец не достигнут.
Для считывания информации из файлов применяют следующие команды:
Read (<имя ф.п.>, <список переменных>); — считывает информацию из файла в переменные и оставляет указатель на этой же строке в файле.
Write (<имя ф.п.>, <список переменных>); — записывает в файл информацию, содержащуюся в переменных, и не переводит указатель на следующую строку.
Текстовые файлы
Теперь разберемся с командами, которые могут быть использованы только в случае одного из видов файловых переменных.
Append (<имя ф.п.>); — открывает текстовый файл, ставя указатель на его конец. Таким образом, можно дописать какую-нибудь информацию.
Readln (<имя ф.п.>, <список переменных>); — считывает информацию из файла в переменные и переводит указатель в файле на следующую строку.
Writeln (<имя ф.п.>, <список переменных>); — записывает в файл информацию, содержащуюся в переменных, и переводит указатель на следующую строку.
Eoln (<имя ф.п.>); — возвращает True, если достигнут конец строки в файле, иначе False.
Типизированные файлы
Как упоминалось ранее, для того, чтобы создать типизированный файл, нужно объявить файловую переменную с любым типом, даже с составным, который Вы создали сами. Общий синтаксис объявления такой переменной:
var <имя ф.п.>: file of <тип>;
Для работы с типизированными файлами, кроме общих команд для всех файлов, используют следующие:
FilePos (<имя ф.п.>); — возвращает положение указателя в файле.
FileSize (<имя ф.п.>); — возвращает количество элементов в файле.
Seek (<имя ф.п.>; <номер элемента>); — перемещает указатель на конкретный элемент в файле.
Truncate (<имя ф.п.>); — удаляет все элементы в файле с позиции указателя.
Поделитесь с Вашими друзьями: |