Рабочая программа учебной дисциплины «Основы региональной экономики» Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»



страница1/2
Дата18.04.2019
Размер0.9 Mb.
Название файлаРПД РЭ.doc
Учебное заведениеСеверо-кавказский Институт
ТипРабочая программа
  1   2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Экономика и управление»

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора

____________________ В.А. Павлов

«__» ___________________ 2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы региональной экономики»
Направление подготовки

080100.62 «Экономика»

(код и наименование направления подготовки)
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения (год набора)

Очная (2013 год)
Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Начальник УМО Протокол № _______

«__» _________________ 2014 г. «___» _____________2014 г.

Зав. кафедрой _____________


Пятигорск 2013


Рецензент:

Кандидат экономических наук, А.А. Орлянская

ученая степень, звание, И.О. Фамилия

Рабочая программа дисциплины «Основы региональной экономики» / сост. В.В. Хубулова – Пятигорск: Северо-Кавказский Институт, 2014г.


Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части учебного цикла Б.3 – «Профессиональный цикл» студентам очной формы обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» в 4, 5 семестре.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.12.2009 № 747 (ред. от 31.05.2011).












Составитель






В.В. Хубулова










«__»__ сентября __2013г.






Г.А.Лукьянова, 2014




Северо-Кавказский Институт, 2014


СОДЕРЖАНИЕ







с.

1.

Цели и задачи освоения дисциплины

4

2.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

4

3.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

5

4.

Содержание и структура дисциплины (модуля)

8

4.1

Содержание разделов дисциплины

8

4.2

Структура дисциплины

10

4.3

Практические занятия (семинары)

11

4.4

Курсовой проект (курсовая работа)

12

4.5

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

13

5.

Образовательные технологии

13

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

13

6.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

14

7.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)

18

7.1

Основная литература

18

7.2

Дополнительная литература

18

7.3

Периодические издания

19

7.4

Интернет-ресурсы

19

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям

20

7.6

Методические указания к практическим занятиям

20

7.7

Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы

20

7.8

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

20

8.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

21




Лист согласования рабочей программы дисциплины

22




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины





1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины (модуля): формирование представления о структуре и закономерностях функционирования региональной экономики.

Задачи:

  • изучение теоретических основ региональной экономики, методов региональных исследований

  • изучение предпосылок формирования экономики регионов в условиях Российского федерализма

  • усвоение современных проблем регионального развития

  • ознакомление с трудами зарубежных и отечественных «регионалистов»

  • ознакомление с действующей системой государственно-территориального устройства РФ и сложившейся дифференциацией экономического пространства.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Основы региональной экономики» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б.3 – «Профессиональный цикл».

Для успешного освоения дисциплины «Основы региональной экономики» студенту необходимо обладать знаниями, формируемыми предшествующим изучением дисциплин: «Микроэкономика»; «Макроэкономика»; «Статистика».



Дисциплина «Основы региональной экономики» является предшествующей для дисциплин: «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»; «Экономика общественного сектора»; «Экономическое развитие региона»; «Национальная экономика».
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

б) профессиональных (ПК):

  • способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

  • способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • социально-экономическую сущность региональных воспроизводственных процессов;

  • фактическое состояние экономических, социальных, демографических, экологических процессов на уровне различных регионов;

  • основные методы статистического анализа основных макроэкономических показателей развития региона;

  • сущность региональной экономической политики в России и за рубежом;

  • особенности демографической и экологической политики на уровне региона;

  • основные направления и методы региональной политики.

Уметь:

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

  • анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

  • осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы.

Владеть:

  • методологией экономического исследования;

  • методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

Приобрести опыт деятельности:

  • подготовке исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

  • проведении расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;

  • разработке экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

  • обработке массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

  • построении стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов.

4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
4.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

2

3

4

1

Теоретико-методологические основы региональной экономики

Тема 1. Введение в региональную экономику

Предмет и объект региональной экономики. Методы исследования региональной экономики. Место региональной экономики в системе наук. Основные задачи региональной экономики.



Тема 2. Регион как объект хозяйствования и управления

Содержание категории «регион». Составляющие понятия «регион»: физико-географическая, экономическая, политико-административная, этническая, социокультурная, правовая и политическая. Характерные признаки региона. Критерии классификации регионов. Типы регионов. Классификация проблемных регионов.



Тема 3. Социально-экономическое и административно-территориальное деление России

Структура социально-экономического деления России. Экономические зоны. Экономические районы. Регионы-субъекты РФ. Территориальные производственные комплексы. Административно-территориальное устройство РФ. Федеральные округа РФ. Субъекты РФ. Политико-правовые основы формирования и функционирования субъектов РФ.



Тема 4. Этапы развития отечественных региональных исследований

Роль плана ГОЭЛРО в развитии региональных исследований в СССР. Становление Совета по изучению производительных сил. Развитие сибирской школы региональной экономики.



Тема 5. Теории размещения производства

Классические теории размещения производства. Теория сельскохозяйственного штандорта И. Тюнена. Оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства. Кольца Тюнена. Рациональный штандорт промышленного предприятия В. Лаунхардта. Метод локационного треугольника. Теория промышленного штандорта А. Вебера. Транспортная ориентация. Рабочая ориентация. Изодапаны. Агломерационная ориентация. Общая теория размещения. Учение о пространственной организации хозяйства А. Леша. Теория размещения У. Айзарда. Современные подходы к размещению производства. Теория диффузии инноваций Т. Хегерстранда. Теория регионального жизненного цикла. Закономерности и факторы размещения производительных сил. Современные процессы размещения производительных сил в России.



Тема 6. Генезис теории региональной экономики

Теория центральных мест В. Кристаллера. Размещение зон обслуживания и населенных пунктов по теории В. Кристаллера. Решетка Кристаллера. Региональные рынки и пространственная теория цены. Равновесие спроса и предложения на двухрегиональном рынке. Теория региональной специализации и межрегиональной торговли. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ А.Смита и Д. Рикардо. Теория Хекшера-Олина.



Тема 7. Современные направления развития теорий региональной экономики

Новые парадигмы и концепции региона. Регион как квазигосударство. Регион как квазикорпорация. Регион как рынок. Регион как социум. Теории структуризации и эффективной организации экономического пространства. Теория полюсов роста (Ф. Перу, Ж. Будвиль, Х. Ласуэн, П. Потье). Теория формирования территориально-производственных комплексов М.К. Бандмана. Теории межрегионального экономического взаимодействия. Оптимум Парето в многорегиональной системе. Экономическое равновесие в многорегиональной системе. Теории регионального роста: неоклассическая теория, теория кумулятивного роста, теория экспортной базы, институциональная теория, новая теория регионального роста.



Опрос; эссе; тестовые задания

2

Методы регионального анализа

Тема 8. Статистическая база регионального анализа

Статистические показатели развития экономики и социальной сферы региона. Источники статистической информации о состоянии региональной социально-экономической системы. Региональные межотраслевые балансы.



Тема 9. Воспроизводственный потенциал региона и проблемы его измерения

Понятие воспроизводственного потенциала региона. Факторы формирования и использования воспроизводственного потенциала региона. Структура воспроизводственного потенциала региона. Оценка воспроизводственного потенциала региона.



Опрос; эссе; тестовые задания

3

Моделирование региональной экономики

Тема 10. Модели отдельного региона

Общие вопросы моделирования региональной экономики. Модель межотраслевых материальных связей. Модель межотраслевых зависимостей цен и добавленной стоимости. Межотраслевые зависимости конечного спроса и добавленной стоимости. Межотраслевые модели региона с открытыми внешними связями. Оптимизационные модели. Региональные эконометрические модели. Укрупненная модель функционирования экономики региона. Совершенствование моделирования экономики региона.



Тема 11. Модели размещения

Модели транспортировки грузов. Модели размещения производства. Модели миграции населения.



Тема 12. Межрегиональные модели национальной экономики

Межрегиональный межотраслевой баланс. Оптимизационные межрегиональные модели. Модель экономического взаимодействия регионов.



Опрос; тестовые задания




4

Территориальная организация региональной экономики и региональная политика

Тема 13. Специализация и комплексное развитие региона

Отраслевая структура размещения экономики. Оптимизация отраслевой структуры региона. Сущность специализации и комплексного развития. Специализация регионального хозяйственного комплекса. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов. Экономическая эффективность производства.



Тема 14. Система региональных рынков и проблемы ее формирования

Сущность и классификация системы региональных рынков. Региональный потребительский рынок. Региональный рынок средств производства. Региональный рынок капитала. Региональный рынок труда. Региональный рынок недвижимости. Региональный рынок информации.



Тема 15. Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков

Определение конкурентной среды региональных рынков. Оценка конкурентной среды региональных рынков. Барьеры для входа на региональный рынок и выхода с него.

Сущность и классификация рыночной инфраструктуры региона. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры.

Тема 16. Региональные особенности хозяйства

Роль природных ресурсов в развитии регионов. Региональные проблемы рационального природопользования и особенности состояния окружающей среды в регионах России. Межрегиональное неравенство. Территориальные социально-экономические диспропорции в современной России. Проблема формирования единого экономического пространства.



Тема 17. Основы региональной политики государства

Сущность и цели региональной политики. Нормативно-правовая база региональной политики. Основные направления реализации региональной политики. Региональная политика в Северо-Кавказском федеральном округе.



Тема 18. Конкурентоспособность региона.

Теоретические основы региональной конкурентоспособности. Политика конкурентоспособности региона. Макроэкономические ограничения конкурентоспособности региональной экономики.



Опрос; эссе; тестовые задания


4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц (324 часа).



Вид работы

Трудоемкость, часов

4 семестр

5 семестр

всего

Общая трудоемкость

108

216

324

Аудиторная работа:

72

72

144

в том числе:










лекции (Л)

36

36

72

практические занятия (ПЗ)

36

36

72

Самостоятельная работа:

9

117

126

в том числе:










курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)




36

36

расчетно-графическая работа (РГР)










реферат (Р)

1

6

7

эссе (Э)

1

3

4

самостоятельное изучение разделов

2

36

38

контрольная работа (К)










самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)

5

36

41

Подготовка и сдача экзамена:

27

27

54

Вид итогового контроля (зачет, экзамен):

экзамен

экзамен



Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре:



№ раздела

Наименование разделов

Количество часов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы региональной экономики» Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 01 Экономика организации специальность спо
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с фгос спо по...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы региональной экономики» Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины
...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы региональной экономики» Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины «основы банковского аудита» Специальность
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы региональной экономики» Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины б. Б. 10 Теория государства и права Направление подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы региональной экономики» Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины «Государственное регулирование экономики»

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы региональной экономики» Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины экономика организации для специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы региональной экономики» Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 02 Статистика наименование учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы региональной экономики» Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» iconРабочая учебная программа (по технологии Internet-обучения) Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности
...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы региональной экономики» Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины «Оптимизационные задачи в менеджменте» Направление подготовки
Основные задачи изучения курса «Оптимизационные задачи в менеджменте» состоят в том, чтобы




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Исследовательская работа
Направление подготовки
Общая часть
Теоретическая часть
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Образовательная программа
Управления государственных
Федеральное государственное
Экономическая безопасность
Конституционное право
реакция казахского
Основная часть
Организация работы
Техническое обслуживание
Российская академия
Понятие сущность
Усиление колониальной
прохождении производственной
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
муниципальное управление
Теория государства
Уголовное право
Математическое моделирование
Административное право
Название дисциплины
Земельное право