Принципы обучения



Скачать 102.5 Kb.
страница1/4
Дата01.05.2018
Размер102.5 Kb.
#306
Название файлаПринципы обучения.doc
  1   2   3   4

Принципы обучения

 

Процесс обучения – это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т. п.



Принципы обучения – это историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем. Впервые принципы обучения были сформулированы великим чешским педагогом Я.А.Коменским в его «Великой дидактике» в 1632 г. и раскрыл сущность принципов [2, С. 117].

  • сознательности и активности;

  • наглядности;

  • последовательности и систематичности знаний;

  • упражнений и прочного овладения знания и навыками;

  • воспитывающего характера;

  • природосообразности.

В обыденной жизни мы очень часто говорим о принципе интереса. Интерес, действительно, играет большую роль в процессе обучения, но возводить его в дидактический принцип нельзя, потому что недопустимо, чтобы один изучал только математику (она ему интересна), а другой только литературу в процессе общеобразовательной подготовки учащихся в школе. Интерес должен формироваться к самому процессу учения, познания, а не только к содержанию изучаемого материала.

Таким образом нельзя подменять дидактические принципы житейскими понятиями интереса, практичности, легкости и т. д. При таком подходе принципы как бы подменяются системой методических правил, которые позволяют лишь выработать у учащихся определенных, механически выполняемых умений и навыков.

В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются и порой невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения.

Из принципов обучения вытекают правила обучения, отражающие более частные положения того или иного принципа, т.е. каждый дидактический принцип имеет свои конкретные правила реализации. Если принципы обучения распространяются на весь процесс обучения, то правила только на отдельные его стороны, этапы, компоненты. Например, принцип систематичности и последовательности в обучении включает в себя такие правила, как связь вновь изученного с ранее изученным, изложение изучаемого материала по частям, последовательное закрепление приобретенных знаний.



  1. Принцип наглядности


Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.


Наглядность Я.А. Коменский считал золотым правилом обучения. В основе обучения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология (сенсуалистически – ощущения чувства, гносеология – познание). Для обоснования наглядности Каменский много раз приводит одну фразу «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении»

То есть Коменский считал наглядность не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности рекомендовал использовать:



  • реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

  • когда это невозможно, модели и копию предмета;

  • картинки с изображением предмета или явления.

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.


Общие виды наглядности:


  1. Скачать 102.5 Kb.

    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4

Похожие:

Принципы обучения icon1. Дидактика как часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения. Дидактические принципы обучения. Особенности дидактики в высшей школе
Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения
Принципы обучения icon«Самовоспитание личности»
Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных
Принципы обучения iconЗакономерности и принципы обучения
Перечень вопросов первого блока государственного экзамена по дисциплине "Психология и педагогика высшей школы"
Принципы обучения icon1. Построение работы над преодолением простых неречевых расстройств
...
Принципы обучения iconРеферат по дисциплине «Студент в среде электронного обучения»
В виду чего сама система обучения должна быть практически непрерывной и строится на новых, более эффективных принципах. Главным помощником...
Принципы обучения iconКурсовая работа по дисциплине «Теории обучения и воспитания» на тему «Проблема активных методов обучения в начальной школе»
Теоретические аспекты использования активных методов обучения в начальной школе 5
Принципы обучения iconЦентр дистанционного обучения и повышения квалификации
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения направления
Принципы обучения iconЖукова Н. С. Формирование речи у детей с моторной алалией
Первый и второй этапы обучения охватывают неговорящих детей 2-4 лет; третий и четвертый этапы обучения — детей со вторым уровнем...
Принципы обучения iconУрок информатики по теме "Алгоритмы и их свойства"
Методы обучения: эвристическая беседа, метод стимулирования и мотивации учения, индуктивный метод, наглядный метод обучения, фронтальный...
Принципы обучения iconХарактеристика обучения двигательным действиям 1 Основы формирования двигательного навыка
Этим определяется требование общества к системам обучения: учить всех, учить эффективно, учить быстро




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Лабораторная работа
Методические рекомендации
Практическая работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Учебное пособие
Теоретические аспекты
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Методическая разработка
Общие положения
Экономическая теория
Направление подготовки
Методическое пособие
Теоретическая часть
Физическая культура
Федеральное государственное
Общие сведения
Исследовательская работа
Организация работы
Усиление колониальной
Общая часть
государственное бюджетное
реакция казахского
Экономическая безопасность
Образовательная программа
Конституционное право
программное обеспечение
Управления государственных
Общие вопросы
Техническое задание
Техническое обслуживание
Правовое регулирование
Основная часть
История создания
Понятие сущность
прохождении производственной
Выпускная квалификационная
Обеспечение безопасности
Российская академия
Земельное право
Математическое моделирование
Административное право
История становления
Государственное регулирование