Педагогический факультет



Скачать 53.44 Kb.
Дата03.02.2019
Размер53.44 Kb.
Название файлаРеферат Детская практическая психология 2018 год.docx
Учебное заведениеЯрославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
ТипРеферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

университет им. К. Д. Ушинского»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Направление: 44.03.01.Педагогическое образование

(профиль: «Дошкольное образование»)

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа выполнена студентом:

Яценко Ольга Викторовна

Группа; 66170(2)

Преподаватель

Шкатова Татьяна Геннадьевна

Ярославль 2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3

1. Первоначальные научные концепции, посвященные вопросам сказкотерапии_____________________________________________________5

1.1.Виды сказок, применяемых в работе с дошкольниками при сказкотерапии_____________________________________________________9

2. Сказкотерапия в дошкольных образовательных учреждениях_____10

3. Сказкотерапия, ее роль в воспитании патриотического самосознания дошкольников____________________________________________________12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________17

Цель: изучить влияние сказкотерапии на развитие психических процессов детей дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить первоначальные научные концепции, посвященные вопросам сказкотерапии



- изучить виды сказок, применяемых в работе с дошкольниками при сказкотерапии

- изучить аспект использования сказкотерапия в дошкольных образовательных учреждениях

- изучить роль сказкотерапия в воспитании патриотического самосознания дошкольников

Введение


Дети — существа капризные и требовательные. Что не так, они не поверят, не захотят верить. А вот сказка, которую не обязательно только читать, а можно и сочинять, может помочь в воспитании ребёнка.

Есть такая присказка: «народ скажет, как завяжет». А ведь и правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намёк – добрым молодцам урок». Что это, как не психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение или ищет ответы на свои вопросы? Другими словами — терапия.

Сказка – не обман, а тайна

Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.

Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, поверить в себя или друзей. Например, когда подруга из детского сада вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да ещё и перед всей группой) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым роботом, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать. Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребёнка попросту нет смысла.

Сказкотерапия дает детям возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливать сюжет, разыграть её в лицах. Это же мечта любого ребёнка. Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошкольника ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.

Примеряя роль главного героя на себя ребёнок, во-первых:



  • -чётко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;

  • -показывает, каким он видит решение проблем;

  • -сам выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.

Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:

  • -акцентировать внимание ребёнка на конкретной — сиюминутной ситуации;

  • -корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;

  • -помочь ему избавиться от той или иной привычки;

  • -показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.

Скажем, ребёнок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые чёрные козни тёмного царства. Ребёнок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.

Придумывая, а главное – детально обговаривая с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе.

Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос. И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.

В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между детьми и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев.


1. Первоначальные научные концепции, посвящённые вопросам сказокотерапии

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно содействовать этому стремлению, давать ребёнку возможность полноценно развиваться во всех направлениях.

Целью воспитания дошкольников является развитие малыша по всем личностным параметрам.

Основная задача педагогов – общеразвивающее обучение, которое должно обеспечивать полноценное физическое и психологическое развитие детей.

Сказкотерапия в ДОУ — пожалуй, самый приближенный к детям метод психологии, и один из самых древних. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребёнка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно во многом помочь ребёнку.

Первоначальные научные концепции, посвященные вопросу сказок, принадлежат к XVIII веку. Речь идет не только лишь о собирательстве фольклорных сказок, инициированном братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И. И. Винкельман, И. Г. Гаман, И. Г. Гердер, К. Ф. Моритц и др.).

Сказку, равно как отображение глубокой психики человека, изучали такие специалисты по психологии как Э. Фромм, К. Г. Юнг и др. Это направление разрабатывалось российскими педагогами и специалистами по психологии Л. С. Выгодским, Д. Б. Элькониным, М. Осориной, А. С. Гнездиловым и др. Своё окончательное формирование в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.

Выраженный интерес ученых к проблематике, связанной со сказкотерапией и увеличивающееся с каждым годом количество научных публикаций по указанной тематике говорят об актуальности этой темы.

Метод сказкотерапии предполагает использование сказочной формы для интеграции личности в социум, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром.

На данном этапе развития психологии и педагогики учёные пришли к мнению, что сказкотерапия - это не только процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Занятия сказкотерапией также направлены на преодоление страхов, барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки, самоконтроля и многое другое.

Сказкотерапия для дошкольников имеет свои определенные цели и задачи:



  • Развитие речи ребенка;

  • Развитие и формирование творческих способностей;

  • Адаптация в коллективе;

  • Умение преодолевать трудности;

  • Добиваться поставленной цели;

  • Расширение знаний об окружающем мире;

  • Укрепление взаимосвязи родителей с детьми.

Этот метод предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Исходя из этих рассуждений психологи выделяют следующие положительные свойства сказкотерапии:

1. Формирование положительных черт характера, следуя примеру сказочных персонажей.

2. Обучение в игровой форме, без принудительных методов.

3. Развитие умения различать и переживать эмоции, когда малыш «проживает» историю вместе с персонажами.

4. Формирование способности различать хорошие и плохие поступки.

5. Возможность осознать, что ребёнок живет в большом и интересном мире, где много всего нового, что еще предстоит изучить.

6. Готовность строить взаимоотношения между людьми, изучая модели поведения сказочных героев.

7. Легкое исправление трудностей в поведении ребёнка. Существует даже специальный вид сказок, написанных специалистами, учителями или самими же родителями, специально для мягкой коррекции поведения малыша.

8. Помощь в решении жизненных проблем, пусть ещё таких маленьких. У детей тоже есть свои проблемы, такие же важные, как и у взрослых. И когда ребёнок не может найти правильный выход из той или иной ситуации – пригодятся сказки с терапевтическим эффектом, которые помогут залечить ранки на детской душе и посмотреть на происходящее с другой стороны.

9. Успокоение и приобретение положительного жизненного опыта. Для этого используются сказки только с положительными героями, в которых царят мир, добро и спокойствие. Такие истории помогают расслабиться, настроиться на хорошее.

Сказками можно также лечить капризы и прихоти ребёнка, его лень, неаккуратность, недовольство, нежелание ходить в детский сад или кушать. Прочувствовав сказку, малыш начинает легко корректировать свое поведение и делать соответствующие выводы. Можно сотню раз повторить ребёнку, что он ленивый и не хочет убирать свои игрушки, и это не будет иметь никакого результата. А можно рассказать сказку, где ленивый герой попадал в разные неприятные ситуации из-за своей лени. И, наверняка, ребёнок изменит своё поведение. Почему? Да просто потому, что его не заставляют и не принуждают, а он просто слушает историю. Сказка учит, а не ругает. И ничто не мешает ему думать, сравнивать, соотносить себя с неким персонажем

По мнению Т. Зинкевич - Евстигнеевой метод сказкотерапии, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем». Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять.

Какие же сказки подходят для сказкотерапии? Истории, используемые в сказках, должны полностью разграничивать добро и зло, в них не может быть персонажей с двойственными качествами. Если герои сказок и ребёнок – одногодки, это упростит задачу, ему будет близок этот рассказ. Можно использовать народные сказки, можно и авторские.

1.1.Виды сказок, применяемых в работе с дошкольниками при сказкотерапии

Народные сказки – вырабатывают нравственные и эстетические чувства.

Обучающие и развивающие сказки – увеличивают знания об окружающем мире, показывают как вести себя во всяких житейских обстоятельствах.

Диагностические сказки – позволяют оценить характер малыша. Если ребёнок предпочитает сказки, где главным героем выступает злой персонаж, стоит задуматься о склонности ребёнка к агрессии и жестокости.

Психологические сказки – они позволяют дошкольнику вместе с героем сказки переживать и преодолевать все невзгоды и неудачи, обретая уверенность и надежду на лучшее.

Медиативные сказки – отличаются отсутствием отрицательных персонажей и конфликтных ситуаций. Этот вид сказок создает позитивный настрой и положительный взгляд на жизнь. Формирует у ребёнка оптимизм, спокойствие, жизнелюбие, позволяет снять напряжение и возбуждение.

Также можно сочинить сказку для сказкотерапии. Сюжет должен следовать определенному алгоритму:

1. Жили-были… Это предисловие, знакомство с персонажами в самом начале. Для самых маленьких – это зверьки, игрушки, фрукты, овощи. После пяти лет – это волшебные сказочные герои. Для старших ребят – это притчи, легенды, поучительные истории.

2. И вдруг однажды… В этом месте персонаж встречается с трудностями, схожими с проблемой ребёнка.

3. Из-за этого… Здесь таится способ решения проблемы и описывается, как герои с этим справляются.

4. Кульминация. Добро побеждает зло, и персонажи успешно преодолевают все преграды.

5. Развязка. Концовка сказки всегда должна носить положительный характер.

6. Мораль сказки… Герои сказки делают выводы о произошедших событиях, после чего их жизни меняются в лучшую сторону.

Проводить занятия с использованием метода сказкотерапии очень просто. Подходит этот метод для всех возрастных групп.

В своей работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используют методику Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас», а так же авторскую программу «Точка Пересечения». Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения.





  1. Сказкотерапия в дошкольных образовательных учреждениях

В детских садах и в специализированных ДОУ часто применяется сказкотерапия. При этом, детям читают сказку в группе, применяя разные методики.

Методики сказкотерапии в ДОУ:

• Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;

• Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание её;

• Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чём была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его действия);

• Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).

Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребёнок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Он берёт примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.

Кроме занятий в садике или у детского психолога, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно чаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно скачать и слушать на компьютере перед сном.

Сказки могут делиться на:

• Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);

• Волшебные (Приключения Аладдина, Кот в сапогах);

• Поучительные (Снежная королева, Золотая рыбка);

• Героические (сказка о Змее Горыныче и богатырях, Сивка-Бурка).

Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки специалистов по детской психологии.

Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем нам известных сказочников, и, конечно же, необходимо использовать русские народные сказки.

Воспитательные и поучительные сказки можно «примерять» на своего ребёнка. То есть главный герой должен отражать проблему ребёнка (в поучительной сказке) или развивать в нём хорошие качества (воспитательная сказка).

Взрослые должны придерживаться определённого алгоритма, рассказывая ребёнку поучительную сказку:

1. Определить проблему ребёнка, причину, по которой он плохо себя ведёт.

2. Выбрать сказку с главным героем, который похож на ребёнка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребёнком, а только косвенно.

3. Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).

4. Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).

5. Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вёл себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).

6. Придумать положительный финал.

7. Обсудить с ребёнком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.



Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие примеры:

• Как нужно помогать старшим;

• Вежливые слова;

• Правила поведения;

• Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.

Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребёнком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им.

3.Сказкотерапия, ее роль в воспитании патриотического самосознания дошкольников

Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности в социум, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. в сказке в символической форме содержится информация о том:



  • -как устроен мир, кто его создал;

  • -какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

  • -что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

  • -какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

  • -какие «ловушки», искушения, препятствия, трудности можно встретить в жизни и как с ними справиться;

  • -как приобретать и ценить в жизни дружбу и любовь;

  • -какими ценностями руководствоваться в жизни;

  • -как строить отношения с родителями и детьми;

  • -как бороться и прощать.

Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящего из социума.

Сказка содержит многогранный материал, поэтому целесообразно использовать её в работе по формированию патриотического самосознания детей.

Используя сказкотерапию на занятиях цикла «Делаем добро», «Животный мир и человек», «Сделаем мир лучше», выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:


  • -тексты сказок вызвали и вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых;

  • -сказки на занятиях возвращают и ребёнка и взрослого в состояние целостного восприятия мира;

  • -дают детям возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Работу следует проводить следующим образом:

Анализируя сказки, на занятиях придерживаться трёх основных принципов:



  • -принцип безусловного принятия внутреннего мира ребёнка;

  • -принцип объективности - рассматривать сказку с разных точек зрения;

  • -принцип результативности - психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью.

Затем определяют этапы психологического воздействия, разделив их на семь основных этапов.

1. Определяют энергоинформационное поле сказки. Для этого прислушиваются к собственным ощущения и впечатлениям после прочтения фиксируют их и описывают.

2. Определяют основную тему сказки. Для этого задают вопросы:


  • -О чем эта сказка?

  • -Чему она учит?

3. Анализируют сюжет сказки. Определяют сюжет, жанр сказки, разбирают последовательность событий

4. Анализируют линию главного героя с четырех сторон: образ себя, образ цели, мотивы поступков героев, отношение с окружающим миром.

5. Выделяют наиболее яркие образы сказки и определяют их символическое значение.

6. Определяюь степень сформированности «нравственного иммунитета».

7. Определяют перспективные задачи психологической работы.

Далее следует выделить ключевые характеристики сказки, которые помогают выявить отправные точки анализа сказки для понимания внутреннего мира ребёнка и особенностей его взаимоотношений с внутренним миром.

Например, сказка «Звездная девочка». Это сказка о любви, дружбе и добре. Когда дети ее прослушают, следует задавать следующие вопросы:


  • О чём эта сказка, чему она учит?

  • Как вы думаете, что это за искорки?

  • Есть ли у вас у каждого своя искорка?

  • Для чего они нужны?

  • Что значит быть счастливым?

  • Почему девочка совершала добрые поступки?

  • Что было бы, если бы девочка не делала этого?

Применение сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста является чрезвычайно эффективным. Привлекательность сказок в данном случае и в психическом развитии ребёнка заключается в следующем:

  • отсутствие в сказке дидактики, нравоучений;

  • психологическая защищенность;

  • наличие тайны и волшебства.

Чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Заключение

Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребёнку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребёнка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.

Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого без всяких истерик, порой конфликтов и прямых и каждодневных нотаций можно помочь детям избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребёнка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, желание прийти на помощь в трудную минуту.

Сказка – это именно то общение с ребёнком, которое больше всего понятно ему, она не только воспитывает, но и способствует налаживанию взаимоотношений между взрослым и ребёнком, что в будущем помогает избежать многих конфликтных ситуаций.

Список литературы

1. Волчков, И. В. Психология для малышей [текст] / И. В. Волчков. - М.: Педагогика- Пресс, 2006.

2. Соколов, Д. В. Сказки и Сказкотерапия [текст] Соколов Д. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.

3. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку[текст] И. В. Вачков. - М. ; Ось-89, 2007.

4. Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина[текст] А. В. Гнездилов. - Издательство: Речь, 2004.

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии[текст] Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — СПб.: «Златоуст», 2008.

6. Горбунова, Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Е.В. Свистунова, Е.В. Горбунова, Е.А. Мильке, Е.В. Нестерова. - М.: Форум, 2012. - 192 c.

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказкотерапия здоровья. Заметки о клинической сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2015. - 112 c.

8. Каяшева, О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.И. Каяшева. - Самара: Бахрах-М, 2012. - 286 c.

9. Мосина, Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е.С. Мосина. - М.: Генезис, 2013. - 160 c.

10. Одинцова, М.А. Психология жертвы: Сказкотерапия для взрослых / М.А. Одинцова. - Самара: Бахрах-М, 2012. - 240 c.

11. Стишенок, И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем / И.В. Стишенок.. - СПб.: Речь, 2013. - 141 c.

12. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач.. - СПб.: Речь, 2013. - 128 c.

13. Джеймс Альберт Холл. Юнгианское толкование сновидений. С-Пб. Азбука-классика. 2008

14. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – Москва, Изд-во Лабиринт, 2008.

15. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 2008.

16. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М,: ЭКСМО-Пресс, 2011. – 304.



17. Франц М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. СПб.: Б.С.К., 2009.


Скачать 53.44 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Похожие:

Педагогический факультет iconЖизнь и деятельность А. С. Макаренко яркое подтверждение этого это педагогический подвиг. Его педагогический подход можно считать уникальным, и причин тому множество. Назовём лишь некоторые из них
Более того, педагог и воспитатель предложил
Педагогический факультет iconИсторический факультет

Педагогический факультет iconПредварительные списки деффектологический факультет

Педагогический факультет iconПедагогический менеджмент в вузе

Педагогический факультет iconФ. М. Достоевского Исторический факультет
Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки бакалавров
Педагогический факультет iconЛекция Педагогический эксперимент
Виды педагогического эксперимента: естественный, лабораторный, констатирующий и формирующий
Педагогический факультет iconПедагогический проект «Грамматейка»
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника
Педагогический факультет iconСоциально-правовой факультет
Уложение объединяло в себе нормы, ранее разнесенные на два кодекса Уложение о наказаниях и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми...
Педагогический факультет iconСреди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие
Закономерность динамики педагогического процесса. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами...
Педагогический факультет iconХарактеристика на выпускницу лечебного факультета гбоу впо первый мгму им. И. М. Сеченова Минздрава России 2016 года Эльдарову Заиру Эльдаровну 1993 года рождения
Эльдарова З. Э. поступила в Первый мгму имени И. М. Сеченова в 2010 году на лечебный факультет, очную форму обучения




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Исследовательская работа
Направление подготовки
Общая часть
Теоретическая часть
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Образовательная программа
Управления государственных
Федеральное государственное
Экономическая безопасность
Конституционное право
реакция казахского
Основная часть
Организация работы
Техническое обслуживание
Российская академия
Понятие сущность
Усиление колониальной
прохождении производственной
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
муниципальное управление
Теория государства
Уголовное право
Математическое моделирование
Административное право
Название дисциплины
Земельное право