Педагогическая оценка – отношение педагога к фактическому результату деятельности ученика, определяемое степенью соответствия достигнутого заданным нормам.
Функции педагогической оценки – согласно Б. Г. Ананьеву, педагогическая оценка выполняет две главные функции:
- Ориентирующая функция педагогической оценки выступает как индикатор определяемых результатов и уровня достижений.
- Стимулирующая функция педагогической оценки связана с побудительным воздействием на аффективно – волевую сферу личности школьника.
Виды педагогической оценки
В процессе обучения педагогическая оценка проходит большую эволюцию, проявляясь в разнообразных формах и модификациях, различаясь по уровню обобщенности, способам предъявления и оценочного воздействия (Б. Г. Ананьев).
Принципы оценочной деятельности учителя:
- оценивание является постоянным процессом;
- оценивание может быть только критериальным;
- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка;
- оценивать можно только то, чему учат;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно – оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке;
- в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса;
- оценивание должно быть выстроено таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.
Педагогическая оценка
По уровню обобщенности
Парциальная оценка – исходная форма педагогической оценки, которая имеет отношение к частному знанию, умению, навыку и отдельному акту поведения.
Фиксированная оценка – отражает промежуточные или завершенные успехи школьника, его прилежание и дисциплину на уроке, и потому она носит более обобщенный и систематический характер.
Интегральная оценка- складывается на основе парциальной и фиксированной оценок. Она определяет в целом личность и поведение школьника.
По способу предъявления (презентации)
Прямая оценка – непосредственно обращена к оцениваемому лицу.
Опосредованная оценка – оценка одного из учеников производится либо через оценку какого – либо другого учащегося, либо через оценку его кем - либо из одноклассников.
Поделитесь с Вашими друзьями: |