Особенности социальных инноваций в современных социокультурных условиях: региональный аспект



Скачать 36.41 Kb.
Дата18.04.2019
Размер36.41 Kb.
Название файлаСТАТЬЯ СОЦ. ИН. ДЛЯ СБОРНИКА ВОЛГ.docx
ТипСборник статей


ЦЕНТР ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (г. Волгоград) 1 февраля 2011 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в современном мире: проблемы и перспективы».Сборник статей

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Трошкина О.Н.

Информационно-техническая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального прогресса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технических новшеств[3]. Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.



Социальная инновация – сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющие целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере [1]. Следует отметить особенности социальных инноваций по сравнению с материально-техническими. Социальные инновации являются, как правило, результатом коллективного творчества, а не индивидуального авторства; их отдача несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быстро и не носит конкретного характера; они более четко обусловлены внешней средой, их применение больше зависит от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации. Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено многообразием явлений социальной жизни. Классификация социальных инноваций осуществляется по различным основаниям: по уровню и объему социальных нововведений выделяют глобальные, региональные и локальные инновации; по сфере общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах; по масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты; по элементам структуры социальной сферы (образование, здравоохранение, управление, культура, спорт, занятость населения, социальное обеспечение) выделяют педагогические, образовательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д. Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Процесс развития общества идет посредством обновления и обуславливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования. Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства (технология) и совершенствования социального обслуживания. Он состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования. Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьироваться в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Целесообразно выделить две группы факторов торможения инновационных процессов в социальной работе: социально-экономические и психологические факторы. К социально-экономическим следует отнести: дефицит финансирования нововведения, недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса. Психологические факторы обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана. К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере. Зачастую внедрение одной социальной инновации без проведения должного социального прогнозирования происходит за счет ограничения ресурсов, финансовых, трудовых влечет за собой появление трудноразрешимых ситуаций. К примеру, в 2006 году в Самарской области была внедрена система единого информационного социального окна, за данным внедрением последовало массовое сокращение специалистов по социальной работе центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Таким образом, появляется круг проблем, зачастую нерешаемых местными и региональными властями. Важнейшей задачей социальных работников, специалистов по социальной работе является внедрение в свою практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и апробация, применение инновационных технологических процедур [3]. Существует мнение, что достижение эффективности посредством интеграции отдельных людей – деятельность внеценностная и внеконтекстная, она может в равной степени характеризовать труд начальника цеха по сборке автомобилей, директора ресторана и дома престарелых. Возможно, это обстоятельство и легитимирует ситуацию в управлении социальными службами, где руководителями по преимуществу стали выходцы с партийно-хозяйственных и комсомольских должностей советского времени, однако негативные аспекты применения технократических или политических моделей к управлению социальной службой обесценивают все плюсы использования на этой работе «универсального менеджера». В последние годы все больше утверждается мнение, получившее развитие в международной практике социальной работы, что администрирование социальными сервисами – это во многом уникальный опыт, требующий специальных навыков и подготовки. Например, М. Тейчер считает, что квалифицированные администраторы по социальной работе предпочтительнее, чем администраторы, не получившие для этого спецподготовки. Он придерживается точки зрения, что «истинной проверкой административного успеха является не способность создать и поддерживать организационную схему. Большее значение имеет способность предоставить для принятия решений знания и информацию, которые являются определяющими для мудрого суждения. Такие знания и информация могут быть получены посредством образования, опыта и глубокого вхождения в работу социального агентства». Администрирование в сфере социальной работы сейчас, как никогда раньше, нуждается в более высоком уровне профессионализма. В США и Великобритании компетентные лидеры социальных агентств – это скорее «администраторы социальной работы», чем «администраторы, выросшие из социальной работы». В Самарском регионе единицы руководителей агентств и супервизоров, получили на факультетах социальной работы специальную подготовку для тех постов, которые они занимают. Компетентный администратор может сделать социальную службу эффективной и достичь целей, а некомпетентный руководитель способен разрушить работу организации и сделать персонал незаинтересованным в своей работе. Современная система социального обслуживания в России, по сути, порождает новые формы социального исключения, в том числе основанные на маргинализации важнейших профессиональных групп – социальных работников и специалистов по социальной работе. Для социальных служб в течение уже двадцати лет характерен высокий уровень текучести – 15-20% в год, причем для сельской местности этот показатель, как правило, несколько выше. В исследовании, проведенном в Самаре и посвященном мотивации сельских социальных работников, было установлено, что 86,7% опрошенных даже близко не мотивированы на заинтересованный, ответственный инициативный труд. В основе такого отношения к работе лежат, по мнению авторов, плохие условия труда, поскольку были получены низкие оценки состояния оборудования рабочего места, размера заработной платы и санитарно-гигиенических условий труда. Следует отметить, что социальная работа как профессия развивается в России с 1991 года, при этом большинство занятых в социальном обслуживании не имеют формальной квалификации по социальной работе в соответствии с дипломом. Университетские выпускники факультетов социальной работы представлены в основном женщинами, что объясняется гендерной структурой образовательного и профессионального выбора. Молодые специалисты после окончания вуза редко поступают на работу в социальную службу вследствие причин: отсутствие вакансий, не проведение конкурсов в социальных службах и муниципальных органах власти, чрезвычайно низкая оплаты труда профессиональных социальных работников. Сегодняшние специалисты по социальной работе и социальные работники – это женщины, которые ранее лишились работы на производстве по причине сокращения штатов на предприятии, или женщины с маленькими детьми, соглашающиеся на малооплачиваемую работу из-за гибкого графика и альтруистических соображений. Нынешние социальные работники получают вознаграждение не монетарным, а символическим способом, позволяющим им выполнять их «главные женские обязанности» - воспитывать собственных и чужих детей, ухаживать за престарелыми клиентами и больными родственниками, соответствуя ожиданиям относительно женского предназначения. Государство, устанавливая неадекватную политику заработной платы в социальной сфере, в частности для квалифицированных специалистов по социальной работе, фактически воспроизводит и закрепляет социальные предрассудки о дешевизне женского труда. Феминизация социальной работы означает низкий уровень оплаты труда и делает акцент не на формальных профессиональных знаниях и навыках, а на личностных качествах работника и эмоциональных аспектах должностных обязанностей, что, в свою очередь, усугубляет стереотип социальной работы как «женского занятия». Наряду с предоставляемыми здесь возможностями женской карьеры, социальная сфера оказывается наименее престижной областью приложения сил молодых специалистов и людей, способных к творческому инициативному труду. Несмотря на очень высокую текучесть кадров в социальных службах управленческое звено этих организаций остается достаточно стабильным. Для этого эшелона управления характерны горизонтальные перемещения, в отличие от социальных работников и специалистов по социальной работе, которые составляют основную долю в статистике поступающих на работу и увольняющихся с нее. Эти менеджеры в девяти из десяти случае пришли на работу в социальные службы из советских органов управления (руководили отделами в районных или городских исполкомах), занимали посты среднего уровня в партийных органах. В этих условиях менеджеры становятся ключевыми фигурами для производства и воспроизводства смыслов социальной работы и методов администрирования. Смыслы эти унаследовали от советского времени восприятия социальной помощи как чего-то вторичного по отношению к промышленности, как деятельности, являющейся продолжение «естественного» выполнения социальных функций по уходу за слабыми, пожилыми и нуждающимися в защите. Формируется особый тип взаимоотношений между руководителями и подчиненными, основанный на особой взаимозависимости. Подчиненные чувствуют признательность перед теми, кто помог им устроиться, и готовы оплачивать своей лояльностью. В условиях отсутствия таких прямых и рациональных организационных мотивов для качественного выполнения своих обязанностей и развития, как статус профессии, высокая заработная плата, возможности карьерного роста, их место занимают косвенные мотивации. Такими исследователями называются развитие неформальных отношений на рабочем месте и оправдание работы ее важностью, необходимостью заботы о пожилых и одиноких. Неформальные отношения с коллегами, а особенно с менеджерами службы, играют особенно большое значение в условиях отсутствия формальных и определенных монетарных стимулов. Именно администратор решает вопросы, связанные с возможностями дополнительных заработков и получения каких-то льгот. В центре социальной помощи такими возможностями может стать получение дополнительной половинки ставки, выгодных (спокойных и «беспроблемных») клиентов, удобного участка работы. В условиях дома-интерната – возможность совмещения и получения дополнительного заработка, питания за счет организации. Управленцами учреждений социальной сферы поощрается повсеместное единомыслие. В организациях социальной сферы г.о.Тольятти имеет место моббинг молодых специалистов. Деструктивность рабочего микроклимата, очень низкая зарплата, моббинг и другие факторы вынуждают уволиться молодого специалиста. В итоге это приводит к застойным явлениям во многих организациях социальной сферы г.о. Тольятти, торможению внедрения инновационных технологией, «навязанных» сверху. О передачи опыта молодым специалистам даже не идет речи ни в социальных службах, ни среди руководителей Департамента социальной поддержки г.о.Тольятти. Преемственность, является важным фактором новаторства в социальной работе.Решением некоторых обозначенных проблем является повышение престижности социального образования, разработка и внедрение специальных региональных программ, содействующих трудоустройству молодых специалистов, получивших высшее образование в области социальной работы, в первую очередь, окончивших обучение с «отличием»; разработка и внедрение программ адаптации молодых специалистов; разработка иных мер, направленных на социальную защищенность молодых специалистов. Безусловно, в силу нестабильности современного российского общественного развития и неразвитости системы социального обслуживания социальные работники должны в полной мере обладать знаниями и навыками в сфере применения социальных инноваций и мотивацией к позитивному изменению действительности. Однако процесс внедрения социальных инноваций, сложный, противоречивый и неоднозначный.

Список литературы



  1. Соболева , Д.С. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Технология социальной работы» для студентов специальности 350500 «Социальная работа» / Д.С. Соболева. − Тольятти, 2001. – С. 62.

  2. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.– С.287

  3. Технология социальной работы: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – С.3.




Скачать 36.41 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Похожие:

Особенности социальных инноваций в современных социокультурных условиях: региональный аспект iconТелевидение как канал политической коммуникации: региональный аспект

Особенности социальных инноваций в современных социокультурных условиях: региональный аспект iconИнформационно психологическая безопасность личности в современных условиях
Стратегический самоменеджмент как «инструмент» информационно психологической безопасности человека в современных условиях
Особенности социальных инноваций в современных социокультурных условиях: региональный аспект iconДоклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна

Особенности социальных инноваций в современных социокультурных условиях: региональный аспект iconАнализ системы управления в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних граждан региональный аспект
Теоретические основы регулирования деятельности органов опеки и попечительства
Особенности социальных инноваций в современных социокультурных условиях: региональный аспект iconИнфляция и ее особенности в современных условиях
В экономической истории первые признаки инфляции были замечены еще во времена Александра Македонского. В период его завоеваний хлынувшие...
Особенности социальных инноваций в современных социокультурных условиях: региональный аспект icon«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества»
В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования,...
Особенности социальных инноваций в современных социокультурных условиях: региональный аспект icon1. Объект и предмет социологической науки
Можно дать следующее определение социологической науки: Социология – это наука об обществе как социальной системе, о социальных общност...
Особенности социальных инноваций в современных социокультурных условиях: региональный аспект iconТитульный лист содержание
Сущность и значение доходов организации в современных условиях развития экономики
Особенности социальных инноваций в современных социокультурных условиях: региональный аспект iconВ большой мир. В самостоятельную жизнь
Подготовка воспитанников, способных адаптироваться в современных условиях к самостоятельной жизни
Особенности социальных инноваций в современных социокультурных условиях: региональный аспект icon"Рентабельность организаций отрасли печати в современных условиях"
Анализ экономических показателей эффективности предприятий полиграфического производства




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Исследовательская работа
Направление подготовки
Общая часть
Теоретическая часть
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Образовательная программа
Управления государственных
Федеральное государственное
Экономическая безопасность
Конституционное право
реакция казахского
Основная часть
Организация работы
Техническое обслуживание
Российская академия
Понятие сущность
Усиление колониальной
прохождении производственной
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
муниципальное управление
Теория государства
Уголовное право
Математическое моделирование
Административное право
Название дисциплины
Земельное право