ЦЕНТР ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (г. Волгоград) 1 февраля 2011 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в современном мире: проблемы и перспективы».Сборник статей
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Трошкина О.Н.
Информационно-техническая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального прогресса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технических новшеств[3]. Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.
Социальная инновация – сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющие целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере [1]. Следует отметить особенности социальных инноваций по сравнению с материально-техническими. Социальные инновации являются, как правило, результатом коллективного творчества, а не индивидуального авторства; их отдача несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быстро и не носит конкретного характера; они более четко обусловлены внешней средой, их применение больше зависит от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации. Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено многообразием явлений социальной жизни. Классификация социальных инноваций осуществляется по различным основаниям: по уровню и объему социальных нововведений выделяют глобальные, региональные и локальные инновации; по сфере общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах; по масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты; по элементам структуры социальной сферы (образование, здравоохранение, управление, культура, спорт, занятость населения, социальное обеспечение) выделяют педагогические, образовательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д. Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Процесс развития общества идет посредством обновления и обуславливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования. Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства (технология) и совершенствования социального обслуживания. Он состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования. Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьироваться в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Целесообразно выделить две группы факторов торможения инновационных процессов в социальной работе: социально-экономические и психологические факторы. К социально-экономическим следует отнести: дефицит финансирования нововведения, недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса. Психологические факторы обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана. К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере. Зачастую внедрение одной социальной инновации без проведения должного социального прогнозирования происходит за счет ограничения ресурсов, финансовых, трудовых влечет за собой появление трудноразрешимых ситуаций. К примеру, в 2006 году в Самарской области была внедрена система единого информационного социального окна, за данным внедрением последовало массовое сокращение специалистов по социальной работе центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Таким образом, появляется круг проблем, зачастую нерешаемых местными и региональными властями. Важнейшей задачей социальных работников, специалистов по социальной работе является внедрение в свою практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и апробация, применение инновационных технологических процедур [3]. Существует мнение, что достижение эффективности посредством интеграции отдельных людей – деятельность внеценностная и внеконтекстная, она может в равной степени характеризовать труд начальника цеха по сборке автомобилей, директора ресторана и дома престарелых. Возможно, это обстоятельство и легитимирует ситуацию в управлении социальными службами, где руководителями по преимуществу стали выходцы с партийно-хозяйственных и комсомольских должностей советского времени, однако негативные аспекты применения технократических или политических моделей к управлению социальной службой обесценивают все плюсы использования на этой работе «универсального менеджера». В последние годы все больше утверждается мнение, получившее развитие в международной практике социальной работы, что администрирование социальными сервисами – это во многом уникальный опыт, требующий специальных навыков и подготовки. Например, М. Тейчер считает, что квалифицированные администраторы по социальной работе предпочтительнее, чем администраторы, не получившие для этого спецподготовки. Он придерживается точки зрения, что «истинной проверкой административного успеха является не способность создать и поддерживать организационную схему. Большее значение имеет способность предоставить для принятия решений знания и информацию, которые являются определяющими для мудрого суждения. Такие знания и информация могут быть получены посредством образования, опыта и глубокого вхождения в работу социального агентства». Администрирование в сфере социальной работы сейчас, как никогда раньше, нуждается в более высоком уровне профессионализма. В США и Великобритании компетентные лидеры социальных агентств – это скорее «администраторы социальной работы», чем «администраторы, выросшие из социальной работы». В Самарском регионе единицы руководителей агентств и супервизоров, получили на факультетах социальной работы специальную подготовку для тех постов, которые они занимают. Компетентный администратор может сделать социальную службу эффективной и достичь целей, а некомпетентный руководитель способен разрушить работу организации и сделать персонал незаинтересованным в своей работе. Современная система социального обслуживания в России, по сути, порождает новые формы социального исключения, в том числе основанные на маргинализации важнейших профессиональных групп – социальных работников и специалистов по социальной работе. Для социальных служб в течение уже двадцати лет характерен высокий уровень текучести – 15-20% в год, причем для сельской местности этот показатель, как правило, несколько выше. В исследовании, проведенном в Самаре и посвященном мотивации сельских социальных работников, было установлено, что 86,7% опрошенных даже близко не мотивированы на заинтересованный, ответственный инициативный труд. В основе такого отношения к работе лежат, по мнению авторов, плохие условия труда, поскольку были получены низкие оценки состояния оборудования рабочего места, размера заработной платы и санитарно-гигиенических условий труда. Следует отметить, что социальная работа как профессия развивается в России с 1991 года, при этом большинство занятых в социальном обслуживании не имеют формальной квалификации по социальной работе в соответствии с дипломом. Университетские выпускники факультетов социальной работы представлены в основном женщинами, что объясняется гендерной структурой образовательного и профессионального выбора. Молодые специалисты после окончания вуза редко поступают на работу в социальную службу вследствие причин: отсутствие вакансий, не проведение конкурсов в социальных службах и муниципальных органах власти, чрезвычайно низкая оплаты труда профессиональных социальных работников. Сегодняшние специалисты по социальной работе и социальные работники – это женщины, которые ранее лишились работы на производстве по причине сокращения штатов на предприятии, или женщины с маленькими детьми, соглашающиеся на малооплачиваемую работу из-за гибкого графика и альтруистических соображений. Нынешние социальные работники получают вознаграждение не монетарным, а символическим способом, позволяющим им выполнять их «главные женские обязанности» - воспитывать собственных и чужих детей, ухаживать за престарелыми клиентами и больными родственниками, соответствуя ожиданиям относительно женского предназначения. Государство, устанавливая неадекватную политику заработной платы в социальной сфере, в частности для квалифицированных специалистов по социальной работе, фактически воспроизводит и закрепляет социальные предрассудки о дешевизне женского труда. Феминизация социальной работы означает низкий уровень оплаты труда и делает акцент не на формальных профессиональных знаниях и навыках, а на личностных качествах работника и эмоциональных аспектах должностных обязанностей, что, в свою очередь, усугубляет стереотип социальной работы как «женского занятия». Наряду с предоставляемыми здесь возможностями женской карьеры, социальная сфера оказывается наименее престижной областью приложения сил молодых специалистов и людей, способных к творческому инициативному труду. Несмотря на очень высокую текучесть кадров в социальных службах управленческое звено этих организаций остается достаточно стабильным. Для этого эшелона управления характерны горизонтальные перемещения, в отличие от социальных работников и специалистов по социальной работе, которые составляют основную долю в статистике поступающих на работу и увольняющихся с нее. Эти менеджеры в девяти из десяти случае пришли на работу в социальные службы из советских органов управления (руководили отделами в районных или городских исполкомах), занимали посты среднего уровня в партийных органах. В этих условиях менеджеры становятся ключевыми фигурами для производства и воспроизводства смыслов социальной работы и методов администрирования. Смыслы эти унаследовали от советского времени восприятия социальной помощи как чего-то вторичного по отношению к промышленности, как деятельности, являющейся продолжение «естественного» выполнения социальных функций по уходу за слабыми, пожилыми и нуждающимися в защите. Формируется особый тип взаимоотношений между руководителями и подчиненными, основанный на особой взаимозависимости. Подчиненные чувствуют признательность перед теми, кто помог им устроиться, и готовы оплачивать своей лояльностью. В условиях отсутствия таких прямых и рациональных организационных мотивов для качественного выполнения своих обязанностей и развития, как статус профессии, высокая заработная плата, возможности карьерного роста, их место занимают косвенные мотивации. Такими исследователями называются развитие неформальных отношений на рабочем месте и оправдание работы ее важностью, необходимостью заботы о пожилых и одиноких. Неформальные отношения с коллегами, а особенно с менеджерами службы, играют особенно большое значение в условиях отсутствия формальных и определенных монетарных стимулов. Именно администратор решает вопросы, связанные с возможностями дополнительных заработков и получения каких-то льгот. В центре социальной помощи такими возможностями может стать получение дополнительной половинки ставки, выгодных (спокойных и «беспроблемных») клиентов, удобного участка работы. В условиях дома-интерната – возможность совмещения и получения дополнительного заработка, питания за счет организации. Управленцами учреждений социальной сферы поощрается повсеместное единомыслие. В организациях социальной сферы г.о.Тольятти имеет место моббинг молодых специалистов. Деструктивность рабочего микроклимата, очень низкая зарплата, моббинг и другие факторы вынуждают уволиться молодого специалиста. В итоге это приводит к застойным явлениям во многих организациях социальной сферы г.о. Тольятти, торможению внедрения инновационных технологией, «навязанных» сверху. О передачи опыта молодым специалистам даже не идет речи ни в социальных службах, ни среди руководителей Департамента социальной поддержки г.о.Тольятти. Преемственность, является важным фактором новаторства в социальной работе.Решением некоторых обозначенных проблем является повышение престижности социального образования, разработка и внедрение специальных региональных программ, содействующих трудоустройству молодых специалистов, получивших высшее образование в области социальной работы, в первую очередь, окончивших обучение с «отличием»; разработка и внедрение программ адаптации молодых специалистов; разработка иных мер, направленных на социальную защищенность молодых специалистов. Безусловно, в силу нестабильности современного российского общественного развития и неразвитости системы социального обслуживания социальные работники должны в полной мере обладать знаниями и навыками в сфере применения социальных инноваций и мотивацией к позитивному изменению действительности. Однако процесс внедрения социальных инноваций, сложный, противоречивый и неоднозначный.
Список литературы
-
Соболева , Д.С. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Технология социальной работы» для студентов специальности 350500 «Социальная работа» / Д.С. Соболева. − Тольятти, 2001. – С. 62.
-
Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.– С.287
-
Технология социальной работы: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – С.3.
Поделитесь с Вашими друзьями: |