Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи — это сложные речевые расстройства у детей, при которых нарушено формирование всех компонентов звуковой и смысловой сторон, при сохранном слухе и интеллекте.
Причинами возникновения общего недоразвития речи могут служить:
-
гипоксия плода, тяжелый токсикоз, угроза выкидыша, резусконфликт, асфиксия, нейроинфекции и др.
Диагноз ОНР ставится после 3 лет, потому как к 3 годам основные компоненты речи должны уже сформироваться.
Характеристика речи детей с ОНР.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики. У них значительно ограничен активный словарь, что проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («биби» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазывать, делать укол). Характерным является использование однословных предложений. Период однословного предложения может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он доминирует около 5-6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба» -дай хлеба), которые могут соседствовать с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим недоразвитием речи наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» - Мальчик сидит на стуле). Данные явления никогда не наблюдаются при нормальном речевом развитии. Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» - кроватка, «амида» - пирамида' «тика»-электричка). Трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны (из каких звуков состоит слово).
Самым сложным является ОНР 1 уровня. Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему пассивного словаря (слова, которые ребенок знает и понимает их значение), который значительно превышает активный словарь (слова, которые ребенок употребляет в своей речи). У умственно отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей–олигофренов дети с общим недоразвитием речи ДЛЯ выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой – достаточная критичность к своей речи.
Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.
Что могут сделать родители, чтобы помочь малышу справиться с ОНР? Это:
1. Работа над пониманием речи.
2. Обучение построению простых предложений.
3. Расширение пассивного словарного запаса.
4. Различение форм единственного и множественного числа.
5.Научить обращать внимание на грамматическое построение предложения.
Поделитесь с Вашими друзьями: |