Неявное (теневое) ценообразование рави Канбур Shadow Pricing



Скачать 41.57 Kb.
Дата24.04.2018
Размер41.57 Kb.
Название файладоклад теневое ценообраз.docx

НЕЯВНОЕ (ТЕНЕВОЕ) ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ Рави Канбур

Shadow Pricing 


Ravi Kanbur 
Когда предприниматель оценивает проект, он прежде всего стремится рассчитать его предполагаемую прибыль. Эти вычисления можно рассматривать как двухходовую операцию.

 На первом этапе оцениваются все существенные для предпринимателя материальные последствия проекта — затраты и результаты. На втором этапе эти материальные затраты и результаты посредством рыночных цен переводятся в издержки и выручку. Естественно, частный предприниматель использует при определении стоимости материальных затрат и продаж действующие рыночные цены, поскольку именно по этим ценам заключаются сделки, результатом которых явится прибыль. 


Теперь обратимся к оценке проекта правительством. Для него процедура будет иной на каждом из указанных этапов. На первом из них правительство должно будет принять во внимание все последствия проекта, в том числе и косвенные. В этом его отличие от частного предпринимателя, которого интересует лишь четко очерченная область собственной деятельности. На втором этапе правительство предпочтет использовать не существующие рыночные цены, а такие цены, которые отражали бы издержки и выгоды общества в целом, что позволит рассчитать так называемый общественный эффект (social profit). Такие цены называются неявными (shadow), или учетными (accounting) (см.: Little and Mirrlees, 1974), и сам термин подсказывает, что они предназначены для использования вместо фактических рыночных цен. 
Рыночные цены таковы, каковы они есть. Но каким образом следует вычислять цены неявные? Они, вне всякого сомнения, зависят от целевой функции правительства и тех ограничений, с которыми оно сталкивается. Неявные цены должны быть такими, чтобы общественный эффект проекта бьш положительным в том и только том случае, когда в результате его реализации увеличивается значение целевой функции правительства. Можно утверждать, что для небольшого проекта в условиях общего равновесия при свободной конкуренции неявные цены будут практически совпадать с ценами рынка, если правительство целенаправленно максимизирует экономическую эффективность. Если задачи, решаемые правительством, включают преодоление неравенства, но в его распоряжении имеются средства для реализации этих устремлений путем единовременных выплат, то неявные цены будут по-прежнему совпадать с рыночными. По существу, правительству следует использовать перераспределительное единовременное налогообложение в интересах обеспечения равенства, а сам проект — в интересах роста совокупного благосостояния. 
Однако в том случае, если правительство не располагает набором инструментов, достаточным для осуществления эффективного перераспределения без искажения сложившихся предпочтений, неявные цены могут отличаться от рыночных даже в условиях полного конкурентного равновесия. Наконец, если экономика не находится в состоянии полного конкурентного равновесия, доводы в поддержку использования неявных цен, отличных от рыночных, становятся совершенно настоятельными. 
В терминах программирования неявные цены являются двойственными оценками, характеризующими изменения целевой функции правительства. Один из аргументов в пользу их употребления заключается в выгодах децентрализации: те, кто рассматривает проект на местах, более компетентны в определении его материальных результатов, и при расчете социальной эффективности проектов это локализованное знание должно использоваться в сочетании с централизованно определенными неявными ценами. Но истинные трудности возникают при выяснении целей правительства и сдерживающих его ограничений, что, в свою очередь, прямо связано с тем, кто конкретно занимается оценкой проекта. 
В теории обыкновенно допускается, что это унитарное правительство, ориентированное на рост общественного благосостояния, своего рода «добрый диктатор».

Но на практике проект оценивают либо члены коалиционного правительства, либо международная организация, вынужденная иметь дело с руководством, стремящимся к противоречивым и даже взаимоисключающим целям. Алгоритм анализа для международной организации достаточно очевиден: рассмотрение проекта должно включать в себя моделирование политической ситуации с целью выяснить, как будет сочетаться проект с проводимой правительством политикой. Сен (Sen, 1972) подробно рассмотрел случай, когда проект требует закупок ресурса, импорт которого ограничен квотой, — в результате чего цена ввоза разительно отличается от его цены внутри страны, обусловленной редкостью ресурса. Предложенная Литтлом и Мирлисом (Little and Mirrlees, 1974) методика использования в расчетах именно цен ввоза основана на предположении, что этими ценами задаются возможности развития национальной экономики. Но если анализ политической ситуации показал, что правительство не пойдет на снятие квоты (из-за преобладающего влияния кругов, извлекающих выгоду из порождаемых квотой рентных доходов), то для определения стоимости ресурса надлежит использовать именно внутреннюю его оценку, определяемую редкостью. 


Аналогично любой проект, оказывающий существенное влияние на распределение доходов, будет оказывать влияние на внутриполитическую ситуацию, и со стороны социальных слоев, которым он нанесет ущерб, возникнут попытки восстановить прежний уровень жизни. Это должно учитываться как при общей оценке проекта, так и, в частности, при определении неявных цен. В качестве примера рассмотрим теневые цены на трудовые ресурсы. Если работники, необходимые для осуществления проекта, привлекаются из сельскохозяйственной отрасли, где труд является ограничивающим фактором, то уровень сельскохозяйственного производства сократится. Если доходы правительства зависят от налогообложения этой продукции, то и они уменьшатся. А если, в свою очередь, государственные расходы служат основным источником доходов вне сельскохозяйственной сферы (в городах), тогда при фиксированном бюджетном дефиците снизятся доходы городских жителей. Эти сдвиги в распределении доходов станут важной составляющей неявной стоимости трудовых ресурсов. Но теперь допустим, что характер политической ситуации не допускает падения жизненного уровня городского населения. Более вероятно, что государственные расходы останутся на прежнем уровне, зато вырастет бюджетный дефицит. В этом случае необходимо учитывать увеличение бремени долга, оставленного в наследство будущим поколениям. Как бы то ни было, важно понять, что моделирование политической ситуации — ключевой момент в определении неявных цен, даже если те, кто производит оценку проекта (будь то международная организация или уполномоченное правительственное подразделение), имеют ясное представление о том, в чем заключается его цель. Пример того, как можно учитывать эти ограничения, дан Брэйвермэном и Канбуром (Braverman and Kanbur,

  • на конкретном материале проектов, разработанных для Западной Африки.

Скачать 41.57 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Похожие:

Неявное (теневое) ценообразование рави Канбур Shadow Pricing iconЦенообразование в Здравоохранении
...
Неявное (теневое) ценообразование рави Канбур Shadow Pricing icon"Ценообразование и государственное регулирование в зарубежных странах "
С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей...
Неявное (теневое) ценообразование рави Канбур Shadow Pricing iconМетоды ценообразования
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются...
Неявное (теневое) ценообразование рави Канбур Shadow Pricing iconКурсовая работа по дисциплине им «Ценообразование и налогообложение» на тему «Государственное регулирование цен: сущность, основные рычаги, проблемы регулирования»
«Государственное регулирование цен: сущность, основные рычаги, проблемы регулирования»




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Исследовательская работа
Направление подготовки
Общая часть
Теоретическая часть
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Образовательная программа
Управления государственных
Федеральное государственное
Экономическая безопасность
Конституционное право
реакция казахского
Основная часть
Организация работы
Техническое обслуживание
Российская академия
Понятие сущность
Усиление колониальной
прохождении производственной
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
муниципальное управление
Теория государства
Уголовное право
Математическое моделирование
Административное право
Название дисциплины
Земельное право