Литература вне времени? Да. Существуют проблемы вне времени? Тоже да



Скачать 13.14 Kb.
Дата18.04.2019
Размер13.14 Kb.
Название файлаОнегин.docx
ТипЛитература

Трагедия бытового самоанализа
Существует литература вне времени? Да. Существуют проблемы вне времени? Тоже да.
Мы уже много раз говорили о том, что произведение "Евгений Онегин" - это литература, которая не теряет актуальность. Однако она все же принадлежит иному времени, а значит, современный режиссёр должен искать в нем не только что-то вечное, но и вкладывать в это современный смысл.
Обычно среди проблем «вне времени» выделяют: проблема отцов и детей, проблему родины и героизма. Все, чем школьников пичкают на ЕГЭ.
Говорю ли я, что эти проблемы не важны? Нет! Но дело в том, что на них существует уже готовая классическая трактовка и я буду только рада открыть для себя новые грани этих тем.
На мой взгляд, спектакль Римаса Туминаса — это спектакль о самоанализе. В нем очень много психологии и отсылок, которые способен найти внимательный зритель.
Произведения, в которых все сложно и просто одновременно цепляют немного больше. Согласитесь, приятно ощущать себя не только частью героя, но еще и чувствовать, что это важно для тебя сейчас. Или может стать важным в будущем.

Сама концепция того, что взрослый Онегин наблюдает за ошибками молодого Онегина, наталкивает на мысль, что спектакль - это попытка показать анализ прожитой жизни человека, самая насыщенная часть которой уже закончена.

И вот раскрыты все карты, время подвести итог.


Онегин Сергея Маковецкого выглядит усталым не столько из-за возраста, сколько из-за осознания своего опыта. Непривыкший к рефлексии, Онегин в молодости просто не останавливался. Он бежал жить, хотя сам от этого уставал.

И теперь, когда годы взяли свое, бегать стало уже тяжелее. Все поступки, все тяготы и решения молодости обрушиваются уже не на мальчика. А ведь чем ты старше, тем чаще ты подергаешь жизнь критике.





Мы будто застаем Онегина за очередным приступом самоанализа. Складывается ощущение присоединения к действию, которое начало совершаться до нашего появления.

Мы видим как Онегин втыкает нож в спину Ленского. "Но ведь он застрелил его!" - возмутится поклонник произведения. Однако подобное подлое убийство друга - ещё совсем юной души и является ножом в спину.





И если воспринимать происходящие, как попытку Онегина оценить собственные поступки спустя много лет, мы можем понять, что сам он видит это именно так. Для него это был не выстрел, но нож в спину друга.

И уже то, что многие сцены отличаются от описанных в романе, может говорить о том, что мы видим не прошлое, а анализ прошлого.

Зеркало-задник будто специально отражает все по-разному: что-то более туманно, а что-то (это зритель наблюдает прямо перед собой) чётко. Сразу в нескольких вариантах. Взрослому Онегину нужно лишь выбрать ту самую проекцию, что позволит ему сделать вывод из самой жизни.

Весь спектакль он либо ходит по сцене, мается, либо устало сидит в углу сцены. Осознает, чем кончится эта трагедия. Потому что анализирует не в первый раз и постоянно вспоминает все новые детали. В какой-то момент мне показалось, что именно поэтому мы видим сразу несколько эпостасей Ленского, несколько Ольг Лариных. Он уже не может решить, что правда было, а что нет. Ведь так случается, когда ты слишком много думаешь о чем-то.


Но одного человека он помнит точно - Татьяну. У неё нет другого образа, потому что такого просто не может быть в сознании Онегина. Она одна такая, сумевшая одним лишь пылким девичьим признанием определить целый этап в его жизни.
Онегину тяжело стоять под грузом вспоминаний. Они находятся на его плечах. Каждый шаг в пространстве памяти будто бы даётся ему с большим трудом.



Помимо пожилого Онегина вне времени и памяти существует и девушка с домрой. Она будто и тут и там.
Душа и муза Евгения, которую тот старался не слушать и не замечать. Отмахивался от неё.
Теперь же она - его подруга и сидит у самых ног. И также смотрит и не может ничего сделать, лишь с болью в сердце определяет мотив трагедии на домре.



Хочется также сказать немного о молодом Ленском. Почему он такой несуразный? Инфантильный, неловкий, да и цвет волос не тот. О чем, кстати, говорится и в самом спектакле, когда цитируется строки из романа "... И кудри черные до плеч...", Ленский Василия Симонова громко поправляет "Светлые!"

На мой взгляд, именно таким Онегин и видел Ленского. Это читатель представлял поэта нежным и прекрасным черноволосым юношей, для главного героя же все искажено.


Ведь мы помним, что несмотря на дружбу, Евгений смотрел на него с неким снисхождением. Как старший товарищ, наученный жизнью. Поэтому образ инфантильного дурака очень даже возможен в воспоминаниях.




Но образ старшего Ленского - это некое представление Онегина и Судьбы о том, каким бы мог стать этот мальчишка, не распорядись Онегин его жизнью. И именно поэтому в самом начале Евгений убивает именно эту версию Владимира. Ведь теперь, с высоты прожитых лет он понимает, что застрелил не просто юношу, а человека, который мог прожить долгую и счастливую жизнь, пусть и по-своему, тысячу раз изменить характер и интересы.


Также хотелось бы обратить внимание на судьбу Татьяны в этом спектакле.

Она — изначально цельная. Можно подумать, что она здесь более веселая, но для меня это храбрость и некая пылкая воинственность юной девушки. Татьяна изучает чувства быстро, но осторожно, потому что она не сентиментальна.

И осторожность здесь нужна не для того, чтобы испугаться, но для того, чтобы решиться. Потому что такие люди, как Татьяна — не отходчивы. Каждый момент жизни западает им в душу.

Здесь идет очевидный контраст с Ольгой, которая после смерти Ленского горевала недолго и вскоре вышла замуж.

Татьяна Ларина — не такая. Она анализирует.

Только в отличие от Онегина, который кичился своей взрослостью и большим жизненным опытом, имела способность к анализу с самого начала. Ей не нужно было столько лет совершать ошибки, чтобы потом осознать то, что происходило в ее жизни.

Ей не нужно учиться этому, она это умеет. Все обдумывает, размышляет. После отъезда Онегина она приходила к нему в дом, чтобы еще раз подумать о его мотивах, получше узнать.

Она знает, что этот человек больше может и не появиться в ее жизни, но он важен для Татьяны, как воспоминание.

Даже решение поехать на ярмарку невест было обдуманным. Даже смирившись, постоянно сомневается. И в этом она также отличается от Онегина.
Сцена с вареньем была бы очень смешной. И даже невинной. Если бы не то, что следовало за ней.



Новоиспеченный муж накидывает на плечи Татьяны чёрную шаль и приводит её к качелям. И эта высота, на которой оказывается девушка, не что-то спасительное и спокойное. Это распятие.

Не только для Татьяны, но и для других девушек. Которые также нашли себе мужа на ярмарке невест, фактически были проданы. А теперь парят над головами своих супругов как ореол святости брака. Да, они выглядят величественно. Но отсутствующий взгляд, распростертые руки и не подвижность не дают нам себя обмануть.




Перед нами просто тела. Тела девушек, чьи надежды остались далеко позади. Их судьба решается не их желаниями и чувствами, а некими традициями. В них больше нет той чистой любви, что жила когда-то.

Именно в таком состоянии Татьяну и видит Онегин. Только для него увиденное не признак несчастья девушки, а признак ее величия.

Вот как она изменилась. Вот какой она стала. Настоящей строгой смиренной женщиной с гордо поднятой головой. У нее есть муж, она в центре светского общества.

Именно такой образ Татьяны манит Онегика, как магнит. Но сути он не видит.

Старший Онегин все понимает и смотрит с болью и неким осуждением. Он весь спектакль сидит около рамки с этим несчастным разорванным письмом, напоминающим ему о том, какой крест он поставил сам на себе.
Увидев Онегина Татьяна наконец спускается обратно на сцену. Она играет роль примерной жены, но внутри у нее разыгрывается маленькая личная трагедия. И несмотря на всю боль, что он принес в ее жизнь, именно Евгений, сам того не зная, пробуждает ее ото сна.
Однако за этим следует новая попытка анализа. А именно — во время монолога Татьяны.

Она кричит, срывая голос, ее глаза вновь блестят. И от этого еще больнее, потому что Татьяна уже давно все поняла. У нее было достаточно времени, чтобы увидеть ситуацию целиком.
И это не то, что хотела бы осознать любящая женщина.
Татьяна и Евгений слишком разные, чтобы быть вместе. Их манит друг к другу тяга к новому и неизведанному. Разница лишь в отношении.
Среди многих метафор спектакля Туминаса хотелось бы выделить


Скачать 13.14 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Похожие:

Литература вне времени? Да. Существуют проблемы вне времени? Тоже да iconCодержание Введение Общение с помощью интернет Интерактивное общение с помощью систем Интернет-телефония Функции программы: Заключение Литература
Интернете в реальном режиме времени. Увеличившаяся скорость передачи данных и возросшая производительность компьютеров дают пользователям...
Литература вне времени? Да. Существуют проблемы вне времени? Тоже да iconОсновная часть понятие времени общие свойства времени 3 Время в философии

Литература вне времени? Да. Существуют проблемы вне времени? Тоже да iconФормы времени и хронотопа в романе очерки по исторической поэтике
Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием...
Литература вне времени? Да. Существуют проблемы вне времени? Тоже да iconРегистры специальных функций
Мпс реального времени, рабочая программа которых расположена во внутреннем пзу. Современные микроконтроллеры обладают такими вычислительными...
Литература вне времени? Да. Существуют проблемы вне времени? Тоже да iconВосприятие времени
Ек, так и трехмерные кубы, если было бы настоящее четвертое измерение, могли образовать четырехмерную "стопку-мегакуб". Один момент...
Литература вне времени? Да. Существуют проблемы вне времени? Тоже да iconАлгоритм решения педагогической ситуации
Место возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т д.)
Литература вне времени? Да. Существуют проблемы вне времени? Тоже да iconЛитература 11 теоретическая часть
Безработица – это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в...
Литература вне времени? Да. Существуют проблемы вне времени? Тоже да iconИстория становления тайм-менеджмента 4 Тайм-менеджмент: сущность, принципы и структура 6
Тайм-менеджмент позволяет с помощью технологии организации времени повышать эффективность его использования. Другими словами, сознательный...
Литература вне времени? Да. Существуют проблемы вне времени? Тоже да iconОбщее понятие информационного процесса
Объектом изучения этой теории является информация – понятие во многом абстрактное, существующее «само по себе» вне связи с конкретной...
Литература вне времени? Да. Существуют проблемы вне времени? Тоже да iconКонтрольная работа по дисциплине : «Рынок ценных бумаг» Вариант №8 Зачётная книжка №17020538
Охватывает рынок операций с ценными бумагами, совершаемых вне фондовой биржи. Через этот рынок проходит




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Самостоятельная работа
Дипломная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Общая часть
Направление подготовки
Теоретическая часть
Исследовательская работа
Управления государственных
Образовательная программа
Общие сведения
Общие вопросы
Техническое задание
Федеральное государственное
Выпускная квалификационная
Усиление колониальной
Техническое обслуживание
реакция казахского
прохождении производственной
Экономическая безопасность
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Основная часть
Организация работы
Российская академия
Конституционное право
Понятие сущность
Технологическая карта
Уголовное право
академия народного
квалификационная работа
Название дисциплины
муниципальное управление
Административное право
Математическое моделирование