Культура Петербургской России XVIII-XIX веков



Дата18.04.2019
Размер27.7 Kb.
Название файлаКультурология Галяутдинов Дамир Б05-721-1.docx
Учебное заведениеИжевский государственный технический университет
ТипСамостоятельная работа

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ижевский государственный технический университет»

имени М.Т. Калашникова

Кафедра: КТПМП

Факультет: и.СТМАиМ


Самостоятельная работа по курсу культурологии

на тему «Культура Петербургской России XVIII-XIX веков»

Выполнил:

студент группы Б05-721-1 Галяутдинов Д.Н.
Принял:

к.ф.н., доцент Марчини Э.Н.



Ижевск, 2016

Культура Петербургской России XVIII-XIX веков.


  1. Какие этапы развития выделяют в русской культуре Петербургского периода? Соотнести эти этапы с временными интервалами.

- выделяют следующие этапы: «архаика», ему соответствует XVIII век, «классика» — XIX, он же «золотой» век русской культуры, «осень» — конец XIX — начало XX века, который принято называть «серебряным веком».


  1. Какая была роль университетов в России по сравнению с западной Европой?

- На Западе университет всегда был корпорацией преподавателей и студентов, куда стремились попасть люди, для которых ученое поприще и занятия науками обладали несомненной привлекательностью сами по себе. Русскому же человеку еще нужно было привить вкус к ученым штудиям. В России усматривают в университете исключительно государственное дело. Он соотнесен с задачами, стоящими перед Российской империей. Соответственно, и готовить университет должен слуг Отечества.




  1. Какова была роль образования в университете для дворянского сословия в России и в западной Европе в XVIII веке?

- Богатые и знатные дворяне в России в университет в XVIII в. не шли. Это едва ли не унизило бы их достоинство. Дворянину, если он не получал исключительно домашнее образование, прямой путь был в военные учебные заведения. В западной Европе для дворянства столетиями существовали закрытые учебные заведения, различные колледжи и пансионы, где даже будущая знать получала достаточно руровое воспитание и должна была изучать науки длительное время и всерьез. К тому же и в университете учиться было дворянину вовсе незазорно. Как и в России, основным поприщем для дворян на Западе оставалось военные, а вовсе не ученые штудии. Последние, как правило, носили дилетантский характер. И все же западное дворянство в делом было образованным сословием, у которого к образованию присоединялось преимущество воспитания и светскости.


  1. Чем объясняется создание архитектурных шедевров в России в XVIII веке?

- Объясняется это тем, что строили в петровской России иноземные архитекторы или их русские ученики. Между тем при всем влиянии Запада и заимствованиях у него, наша архитектура XVIII века является именно русской. Никакой слепой подражательности, робкого ученичества у перенесенных в Россию образцов итальянской или французской архитектуры не было. У нас она становилась нашей национальной и вместе с тем оставалась западной. Видимо, в архитектуре более всего сказывался «молчаливый» характер русской культуры. Слово и мысль были бессильны перед западными словом и мыслью. Архитектура же свидетельствовала о том, что есть некоторый предел, казалось бы, бесконечной уступчивости и податливости русской души.


  1. В чем состоит смысл основания Петром I Петербурга и его дальнейшем развитии?

- При объяснениях возникновения новой столицы России в устье Невы обыкновенно указывают на два обстоятельства. Во-первых, на то, что стране необходим был порт на Балтике для более тесных связей с Западом. И, во- вторых, на стремление Петра вырваться из атмосферы московской консервативности и традиционализма. Если искать смысл в его основании и существовании, то он безусловно имеет отношение к культуре и не сводится только к стремлению преодолеть московский консерватизм.


  1. Как изменилось положение русской православной Церкви в XVIII веке относительно сословий в России?

- Православие в значительной степени осталось в допетровской эпохе. Скажем, фигура священника или монаха за редкими исключениями несла в себе черты простонародности, сближаясь с крестьянином, купцом, мещанином. Церковь и духовенство сохраняли власть над умами прежде всего низших и необразованных сословий и слоев. Что касается просвещенной части дворянства, «русских европейцев», то их связь с православием часто была поверхностно-обрядовой, к нему относились снисходительно-терпимо и не более. Государство смотрело на православие исключительно под углом зрения собственных интересов.


  1. Какие задачи ставил для себя русский царский двор в отношении преобразования России?

- Для двора, который был центром власти, стояла задача преобразовать всю Россию по западному образцу. В отношении культуры это значило вывести всю страну из Позднего Средневековья прямо в Просвещение. Так что в нашей стране возникла совершенно немыслимая более нигде ситуация, когда ростки Просвещения исходили именно от двора. Именно двор предпринимал усилия к внедрению в русскую культуру тех начал, на которых основывалось Просвещение. Все-таки государству были совершенно необходимы образованные чиновники и офицеры, без них его существование становилось невозможным. Образовывать их в XVIII веке иначе, чем в духе Просвещения, было немыслимо. Образованные же люди, обладавшие дарованиями, естественным образом стремились себя выразить, становясь тем самым уже не просто выучениками, но и деятелями русского Просвещения.

  1. Какие изменения произошли в русском человеке, как в личности, в начале XIX века?

- В человеке начала XIX века все последующие поколения при обращении к прошлому впервые начинали узнавать самих себя. В это время на нашей почве возникает личность новоевропейского типа. У нас нет при ее восприятии той же дистанции, что по отношению к людям XVIII века и, тем более, более отдаленных веков. Человек начала

XIX века говорит практически на том же языке, что и ныне, его одежда, прическа, быт, при всем отличии от наших, уже не экзотичны и не противопоставлены нам своей несовместимостью с нами.




  1. Почему, при изучении «золотого века» русской культуры, Пушкин пользуется наибольшей популярностью из великих деятелей того времени?

- Подразумевается, что такой исключительный интерес к Пушкину, интерес, несопоставимый с интересом даже к таким великим писателям, как JI. Толстой и Ф. Достоевский, проистекает из исключительной его значимости для русской литературы и культуры в целом. Думаю, что дело здесь еще и в том, что Пушкин, при всей своей ни с кем несравнимости, был сыном своего времени, то есть выразителем духа начала XIX века. Этот дух существовал и выражался и помимо Пушкина. Мы не всегда это в полной мере сознаем, принимая за свой интерес к пушкинскому творчеству, и особенно его биографии, восхищение всем «Александровым веком». Пушкин для нас центрирует его своей личностью. Но не случайно пушкинисты так часто очень сильно отвлекаются от Пушкина и погружаются в его эпоху, которая увлекает их сама по себе.


  1. Что было нового в поколении дворян начала XIX века в России?

- Дворяне «Александрова века» были, наконец, достаточно образованны по европейским меркам, пламенно любили свое отечество, служили ему на гражданской, чаще же на военной службе и в то же время представляли собой светских людей со всеми достоинствами светского воспитания. Они же были не чужды ученым досугам и занятиям литературой и искусством. От последующих поколений поколение «Александрова века» отличает отсутствие у его представителей разочарованности в жизни. Как раз наоборот, они находятся в самой ее гуще, ощущая свою причастность совершающейся истории. Человек культуры начала XIX века стремится обрести себе достойное поприще на государственной службе, воспринимает ее как служение.


  1. Что является основным моментом дуэли как явление культуры?

- Моментом полной внутренней независимости человека, живущего на грани всегда возможного поединка. Тот, кто всегда готов на дуэль, в частности, преодолевает в себе застарелый русский комплекс ребенка или вечного недоросля, у которого всегда есть благодетели и милостивцы, от непосредственного начальника по службе до государя императора, и без которых на жизненном поприще шагу ступить невозможно.


  1. Чем отличались декабристы от будущих революционеров?

- Движение декабристов принадлежало русской культуре, было ее противоречивым и трагическим проявлением. В отличие от своих преемников на революционном поприще, декабризм нес в себе позитивное начало. Декабристы не только стремились к разрушению того, что было для них неприемлемым в русской жизни, и не только создавали проекты грядущих преобразований, но и осуществляли собой то настоящее, которое благодаря декабристам становилось духовно насыщеннее и значительнее.


  1. Почему в русской литературе фигуру «лишнего человека» можно отнести к любому крупному деятелю культуры?

- «лишний» он вовсе не в культуре, отторгает его государство. Причем в условиях, когда государственная служба в соответствии с длительной традицией считалась естественным и необходимым для образованного человека жизненным поприщем. Остаться вне службы и в XVIII веке, и в первую половину XIX века означало не просто лишиться всякого веса и уважения в обществе, но и прозябать на обочине жизни. Для поколения людей чести и индивидуального достоинства служба была внутренне неприемлема, заставляла гнуть шею и отказываться от себя. Когда их представители выходили из игры, отказываясь от службы или воспринимая ее как абсурд, они и попадали в положение «лишних людей». Позиция «лишнего человека», несомненно, давала преимущество «быть с веком наравне», не подчинять себя мертвящему строю государственной жизни. И вместе с тем она была внутренне ущербной и неблагополучной. Культура, создаваемая «лишними людьми», стала отечественной классикой, ее отнесли к «золотому веку». Но она развивалась как бы параллельно политическому и экономическому развитию России.


  1. Чем отличалось значение слова интеллигенция в России от Западного?

- У нас под интеллигентом понимался вовсе не интеллектуал или человек с высшим образованием как таковой. С принадлежностью к интеллигенции связывались еще и так называемая идейность, наличие каких-то возвышенных и при этом не имеющих отношения к религии убеждений. Они обязательно должны были быть прогрессивными, устремленными в светлое будущее и в той или иной степени не приемлющими настоящее. Последнее подлежит преобразованию в соответствии с убеждениями интеллигента.


  1. Какие несовпадения России и Запада были внутри русской культуры?

- Образование и наука не могли быть ничем иным, как чисто западным явлением. Ни в гуманитарных, ни тем более в точных и естественных науках русская школа и университет ничего не могли предложить учащимся, кроме изучения тех же наук и приобретения тех же знаний, что и на Западе. А вот отношения между людьми, способ ведения хозяйства, государственное устройство и т. д. в России существенно отличались от западных. В учебных заведениях у нас образовывали людей, как это только и возможно, на западный лад, жизнь, однако, им приходилось выстраивать в стране, слишком своеобразно западной и в то же время не создавшей образования в соответствии со своим своеобразием. Такой разрыв делает массовым явлением отстраненность от собственной страны, ее восприятие, в котором первенствуют критика и отрицание.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Похожие:

Культура Петербургской России XVIII-XIX веков iconСветские праздники россии XVIII – XIX веков

Культура Петербургской России XVIII-XIX веков iconРеферат Культура России XIX века Красноярск 2012

Культура Петербургской России XVIII-XIX веков icon25. Делопроизводство в государственных учреждениях России XVIII века
Регламентация делопроизводства в законодательных актах XVIII века в России: основные черты
Культура Петербургской России XVIII-XIX веков iconИстория развития нефтегазовой промышленности узбекистана в период XIX xx веков
История развития нефтегазовой промышленности узбекистана в период XIX – XX веков
Культура Петербургской России XVIII-XIX веков iconПрактическая работа 21 по теме «Международное положение России в начале XIX века»
Цель: Изучить основные направления внешней политики России; установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими...
Культура Петербургской России XVIII-XIX веков iconОсобенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века
России, наконец, произойдет реформирование уклада и просвещение. Он открывает новую страницу в истории не только психологического...
Культура Петербургской России XVIII-XIX веков iconВопросу к экзамену Особенности социально-экономического развития России в первой половине XIX века. Проблема кризиса крепостничества
Особенности социально-экономического развития России в первой половине XIX века. Проблема кризиса крепостничества
Культура Петербургской России XVIII-XIX веков iconВторая научная революция (конец XVIII – первая половина XIX вв.) Предпосылки второй научной революции
Большей массы товаров требовала и международная торговля. В частности, вывоз сырья из колоний нужно было возмещать вывозом туда готовых...
Культура Петербургской России XVIII-XIX веков iconФилософия средних веков и Возрождения Философия средних веков
Исторические формы (этапы развития) средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика
Культура Петербургской России XVIII-XIX веков iconАшиль-Клод Дебюсси́ Родился: 22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа. Умер
Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на...




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Исследовательская работа
Направление подготовки
Общая часть
Теоретическая часть
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Образовательная программа
Управления государственных
Федеральное государственное
Экономическая безопасность
Конституционное право
реакция казахского
Основная часть
Организация работы
Техническое обслуживание
Российская академия
Понятие сущность
Усиление колониальной
прохождении производственной
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
муниципальное управление
Теория государства
Уголовное право
Математическое моделирование
Административное право
Название дисциплины
Земельное право