Исмаилизм — одна из философских школ средневековой арабо-мусульманской философии



страница1/5
Дата28.04.2019
Размер52.5 Kb.
Название файлаism.doc
ТипЗакон
  1   2   3   4   5


А.В.Смирнов. Статьи по арабской философии в «Новой философской энциклопедии» (М.: Мысль, 2000)

© А.Смирнов 2000



Исмаилизм — философская школа средневековой арабо-мусульманской философии. В качестве таковой исмаилизм оформляется не сразу. Возникновение шиитской (см. Шиизм) секты исмаилитов относится ко второй половине 8 в., а свой законченный характер исмаилизм как философское течение приобретает в трудах Хамид ад Дина ал Кирмани (кон. 10—нач. 11 в.), наиболее выдающегося исмаилитского философа. Отдельные вопросы исмаилитской философской концепции и теории имамата разрабатывали ан Насафи (ум. 942/43), Хибатуллах аш Ширази (ум. 1077/78), Ибрахим ал Хамиди (ум. 1161/62) и др., но ни до, ни после ал Кирмани не был достигнут тот уровень систематичности, который характерен для этого мыслителя, к трудам которого так или иначе обращались в дальнейшем теоретики исмаилизма. Исмаилитские философы, вслед за арабоязычными перипатетиками, опирались на неоплатоническо-аристотелевское наследие. Идея всепронизывающей жизни, в конечном счете объясняющая и разумный порядок космоса, и жизненную активность сущего, имеет, вероятно, стоические корни. Характерная исмаилитская теория «баланса» макроструктур мироздания восходит, возможно, к пифагорейским учениям, которых среди арабов придерживался еще ал Кинди. Философии исмаилизма присущ научно-энциклопедический характер, и не случайно тайное сообщество «Братьев чистоты» включало исмаилитов или было близко к ним. Возникнув в шиитской среде, исмаилизм просто не мог оказаться безразличным к важнейшему для шиитов вопросу о завещании Мухаммада, согласно которому, как они утверждают, преемником последнего должен был стать ‘Али, а не Абу Бакр. Это повышенное внимание к вопросам политической власти и исторической справедливости сказалось и в философии, повлияв на создание собственной историософии и разработку теории исмаилитского социума как одной из центральных структур универсума.

Многочисленность источников заимствования и влияний на философию исмаилизма не означает эклектичности последней. Напротив, для нее характерна высокая степень систематичности и сложная внутренняя структуризация. Ее общим организующим принципом можно считать принцип «начального-и-конечного», или «первого-и-второго», который проявляет себя на различных уровнях. Весь универсум разворачивается между Первым и Вторым Пределами: началом служит Первый Разум, завершением — та единая абсолютно совершенная метафизическая форма, которая возникает в конце истории как соединение праведных душ. Однако Второй Предел еще не существует, и потому мироздание остается принципиально недостроенным. Благодаря этому история приобретает глубочайший метафизический смысл: без усилия, которое обязано приложить праведное человечество, универсум не может существовать, поскольку для этого, обладая Первым Пределом, он должен иметь и Второй, а тот создается только людьми, совершенными в своем знании и действии. Собственно, философская система исмаилизма и строится как описание перехода от Первого Предела ко Второму. Достижение совершенства человеком также является переходом от начального совершенства, то есть собственно существования, к его завершенности и полноте, или второму совершенству: душа, или потенциальный разум, обретает актуальность и превращается в действительный разум. Первый и Второй Пределы организуют и структуру природного сущего: завершение низшего ряда существ является одновременно началом высшего ряда, который в свою очередь обладает завершением, открывающим следующий ряд; так, коралл завершает ряд минералов и отрывает ряд растений, будучи тем и другим одновременно, финиковая пальма замыкает ряд растений и открывает ряд животных, поскольку имеет мужские и женские особи, пчелы и обезьяны схожи с человеком, хотя являются животными. Понятия «начального» и «конечного» включают в себя, таким образом, то, что мыслится в понятиях потенциальности и актуальности, в понятии энтелехии, оказываясь вместе с тем и шире их.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5

Похожие:

Исмаилизм — одна из философских школ средневековой арабо-мусульманской философии iconДоказательства бытия бога в средневековой философии

Исмаилизм — одна из философских школ средневековой арабо-мусульманской философии iconВ древней Индии уже к VI в до н э. сложилась одна из наиболее разработанных религиозно философских систем, отразившаяся в письменных источниках ведах
Приписывалось составление сочинения «Артхашастра» «Наука о политике»[41]
Исмаилизм — одна из философских школ средневековой арабо-мусульманской философии iconФилософия средних веков и Возрождения Философия средних веков
Исторические формы (этапы развития) средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика
Исмаилизм — одна из философских школ средневековой арабо-мусульманской философии iconФилософия(предмет, объект философии, истоки и основной вопрос философии, функции философии). А)
А предметом изучения в философии является наиболее общие принципы, свойства, отношения, законы бытия и познания, а также человеческого...
Исмаилизм — одна из философских школ средневековой арабо-мусульманской философии iconИгорь Семенович Кон
Кандидат исторических наук (1950), кандидат философских наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской...
Исмаилизм — одна из философских школ средневековой арабо-мусульманской философии iconОсновной вопрос философии: подходы и мнения
Рассмотрим работы философов, в которых формировались материалистическая и идеалистическая традиции европейской философии, а также...
Исмаилизм — одна из философских школ средневековой арабо-мусульманской философии iconПроблема бытия в философии
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся...
Исмаилизм — одна из философских школ средневековой арабо-мусульманской философии iconКонтрольная работа по предмету: «Основы философии»
Какое из перечисленных высказываний относится к философии древних китайских философов
Исмаилизм — одна из философских школ средневековой арабо-мусульманской философии iconКонтрольная работа №1 по Философии за 2 (второй) курс
Для периода 2–6 вв н э характерно сосуществование традиционной античной философии и христианского богословия
Исмаилизм — одна из философских школ средневековой арабо-мусульманской философии iconОт позитивизма к неопозитивизму
Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии это позитивизм: основные направления...




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Исследовательская работа
Направление подготовки
Общая часть
Теоретическая часть
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Образовательная программа
Управления государственных
Федеральное государственное
Экономическая безопасность
Конституционное право
реакция казахского
Основная часть
Организация работы
Техническое обслуживание
Российская академия
Понятие сущность
Усиление колониальной
прохождении производственной
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
муниципальное управление
Теория государства
Уголовное право
Математическое моделирование
Административное право
Название дисциплины
Земельное право