Информационно психологическая безопасность личности в современных условиях



Скачать 104.5 Kb.
страница1/4
Дата28.04.2019
Размер104.5 Kb.
Название файлаСС как инструмент ИПБ в современных условиях с аннотацией.doc
  1   2   3   4

Стратегический самоменеджмент как «инструмент» информационно - психологической безопасности человека в современных условиях.
Голубев В.Г. консультант по персональному и организационному развитию, член Совета по психотерапии и психологическому консультированию Южного Федерального округа Российской Федерации, действительный член, преподаватель Национального класса Профессиональной психотерапевтической Лиги РФ , г. Краснодар
Рассматриваются вопросы информационно-психологической безопасности человека и её значимости в современных условиях. Автор привлекает внимание к степени влияния современных технологий изменения сознания ( high-hume) на процесс осуществления человеком своего жизненного проекта и необходимости, в связи с этим, повышения уровня индивидуальной компетентности самого человека в сфере самоорганизации и самоуправлении как важной части жизненной стратегии человека. Выделяются ключевые компоненты стратегического самоменеджмента и предлагаются основные содержательные блоки тренинговой программы развития компетентностей .

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, суггестивная парадигма, аутентичность, самоменеджмент, интроцепция.

Технологическая революция и процесс реорганизации экономики, характеризующийся глобальным перемещением капиталов и разделением труда в наднациональном масштабе, стали основой для формирования современной нам социальной действительности – информационного общества. Одной из наиболее характерных является многогранная проблема информационного воздействия и информационной безопасности.

Так, распространение информации в США – индустрия с официальными оборотами более 400 миллиардов долларов в год. Из них 206 миллиардов тратятся на массовое информирование, производимое и распределяемое в идентичной форме для потребителей по всему миру[17]. Задачи этой мощной индустрии – убеждать людей в определенных идеях и приоритетах, а так же – действовать определенным образом, покупать и потреблять. Социальные институты , организации и группы стремятся привлечь и использовать нас для достижения своих целей и претворения своих ценностей.

О конфликте интересов индустрии влияния и человека свидетельствуют не только рост востребованности в индивидуальной профессиональной психотерапевтической и психологической помощи, расширение таких социальных явлений как «дауншифтинг», «психонавтика», «нью эйдж» и др., увеличение числа вовлеченных в различные секты, но и преобладание показателей смертности над показателями рождаемости в «цивилизованном мире», постоянный рост уровня заболеваемости и инвалидизации из-за сердечно-сосудистой патологии и психических нарушений.

Человек как информационное существо живет в информационном мире, и именно эту часть бытия изучает психоэкология [16]. Областью её интересов являются взаимоотношения и взаимовлияния человека как информационного существа и информационной среды его обитания. Фундаментальной основой психоэкологии являются современные представления о роли семантических (смысловых, информационных) факторов в процессах жизнедеятельности. В рамках психоэкологии на основе представлений о семантических факторах и механизмах формирования связей ( психосемантические ядра и матрицы, психосемантические ассоциаты) выделен такой конструкт как «суггестивная парадигма», представляющую собой культурно – информационную матрицу, жесткие связи которой определяют число и сущность психофизических реалий субъекта. Наиболее ярко суггестивная парадигма проявляется в вере, убежденности и ценностях.

Каждый человек допускает незыблемость своих точек отсчета, в результате человек всегда допускает что-то, что не подлежит сомнению[4]. Сколько людей — столько истин. Так например исходные постулаты « ученого» (дважды два четыре) и «неверующего» (Бога нет) являются реперами (отправными точками) и сомнению не подлежат.

Любой «здравый» смысл (средневековый, современный, криминальный, религиозный, детский, научный и пр.) всегда основан на наборе незыблемых догм, за пределы которых мышление обычно не уходит. Эти догмы не возникают из ниоткуда и, постоянно изменяясь, одни быстрее, а другие медленнее, передаются от человека к человеку разными способами и средствами. Нет абсолютных истин и все парадигмы более или менее устойчиво существуют и передаются (персистируют) исключительно в обществе через прямое и опосредованное общение.

Вместе с тем каждый первично социализированный человек имеет открытую для воздействия суггестивную парадигму, которая является одной из основных формообразующих структур личности. Центром суггестивной парадигмы является ядро личности — образ «Я» — во всей многомерности его отношений с окружающими реалиями. Эти отношения можно изменять целенаправленно и искусственно. Такие изменения могут быть постепенными (под действием внешней среды и вследствие жизненного опыта) или экстренными (в случаях искусственного воздействия на здоровых людей). Крайним проявлением такого процесса изменения суггестивной парадигмы в массовых проявлениях являются военные и/или революционные «психозы» в рамках, например такой технологии как «протестная инженериия»)[5;11;14]. Главный механизм при этом - изменение характера взаимодействия и перегруппировка психосемантических элементов, приводящих к трансформации суггестивной парадигмы и модификации внутренней картины мира.

В настоящее время влияние новых технологий информационного воздействия на общество в целом, на организованные группы и неорганизованные массы людей и на отдельного человека непрерывно растет. Эти технологии превращаются в мощный инструмент воздействия на сознание и манипулирования им. Происходит постоянное усовершенствование методов и средств изменения психики и сознания человека. Технологии изменения сознания уже получили название high-hume[2]. Программирование и самопрограммирование сознания порождают серьезные вызовы как каждому из нас в отдельности, так и всем вместе.

В связи с уже случившимся переходом к информационному обществу (информационной цивилизации), увеличением масштабов и усложнением содержания и структуры информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе. Основной и центральной "мишенью" информационного воздействия является человек, его психика. Именно от отдельных людей, их взаимосвязей и отношений зависит нормальное функционирование социальных субъектов различного уровня сложности, любых общностей и социальных организаций - от малой группы до населения страны в целом[3]. Именно человек как личность и активный социальный субъект, его психика подвержены непосредственному действию информационных факторов, которые, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывают влияние на социальные субъекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации.

Общим источником внешних угроз информационной безопасности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин стремится «навязать», «привить» определенные ценности, картину мира и соответствующие им цели, или говоря языком психоэкологии – трансформировать суггестивную парадигму человека под свои интересы.

Увеличение числа источников внешних угроз информационной безопасности и непрекращающееся усиление степени их активности определяет необходимость выделения информационно-психологической безопасности человека из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления.

Ключевым фактором в этой области является уровень индивидуальной компетентности самого человека в сфере самоорганизации и самоуправления, который и определяет качество и полноту реализации жизни человека в современных условиях.

Эти обстоятельства указывают на одну из основных за­дач человека, решение которой способно изменять жизнь, помогая ему вновь и вновь исследовать свой способ пребыва­ния в мире, пересматривать и расширять конструкты «Я-и-мир», определяющие направление жизни. Эти рамки и выделяют самоменеджмент – науку о самоорганизации и самоуправлении человека [1;12]. Как известно из общей теории менеджмента, основанием для генерального направления движения, генерального пути (или стратегии) служат ценности и цели. А пути и способы достижения конечных целей и составляют сущность стратегического управления. И что именно конкретный человек принимает(осознано или нет) как свои собственные ценности и цели, то и определяет качество и вектор его движения и реализации[12]. В таких обстоятельствах уровень индивидуальной компетентности человека в сфере самоорганизации и самоуправлении и будет определять качество и полноту его реализации в разных жизненных контекстах, а некомпетентность – увеличивать статистику санитарных потерь с фронтов современных информационных войн. Серьёзность сложившегося положения дел подчеркивается и экспертно - психологическими оценками - внушаемость людей в нашей стране за последние 15 лет возросла в три раза и составляет более 90%[10]. А непрекращающийся сон разума, как известно, порождает чудовищ.

Многие стремятся жить в мире уверенности, несомненности, твердокаменных представлений: мы убеждены, что вещи таковы, какими мы их видим, и не существует альтернативы тому, что мы считаем истинным. Такова ситуация, с которой мы сталкиваемся изо дня в день, таково наше культурное состояние, присущий нам способ быть человеком . Такова ситуация, ограничивающая нашу свободу и «сковывающая» наше внимание искушением уверенности, искушением содержания веры[7].

Существует бесчисленное множество игр, в которые мы не только можем, но зачастую и «вынуждены» играть помимо своей доброй воли. Любая игра есть система неких правил. Ими определяется то, как «играют», а как « не играют», то есть, что разрешается, а что запрещается. Эти конвенции одновременно произвольны, императивны и безапелляционны. И игра немедленно кончается, если правила «нарушаются», игра прекращается через фактическое изменение правил. Вместе с тем игра поддерживается прежде всего желанием играть, то есть готовностью соблюдать правила. Следует «играть по правилам» или не играть совсем. Но выражение « играть по правилам» употребляется и как бы «вдали» от игровых ситуаций- имея в виду многочисленные поступки и/или обмены. На которые мы распространяем подразумеваемые конвенции, сходные с игровыми.

Можно из «Духа» игры вывести, обосновать по сходству большинство социальных институтов, регулирующих жизнь общества. Так, например, право – кодекс законов как правила социальной игры, юриспруденция распространяет их на спорные случаи, а юридической процедурой определяется последовательность и порядок ходов. Принимаются « специальные» меры к тому, что бы все происходило с четкостью, точностью, чистотой и беспристрастием игры. Судебные прения и вынесение приговора происходят в специальном месте, следуя неизменному церемониалу, и это отчасти напоминает, соответственно, выделение для игры особого сектора, абсолютную изоляцию, которой он должен отделяться от остального пространства на время партии или судебного слушания( но мы то уже хорошо осведомлены о том, что за кулисами идут игры по неписанным правилам). В политике, в промежутках между силовыми переворотами( при которых больше не играют по правилам) существует правила перехода власти. Так же обстоит дело и в области эстетики. В живописи законы перспективы в значительной мере условны. Ими порождаются привычки, благодаря которым они начинают казаться естественными. Сходным образом и законы гармонии в музыке, и законы просодии и метрики в стихосложении, и иного рода ограничения, единства или каноны в скульптуре, хореографии или театре представляют собой различные более или менее эксплицитные и детальные системы законоуложений, которые одновременно и ведут и сдерживают творца. Это законы игры, в которую он играет. В этих правилах есть нечто произвольное, и любому, кто сочтет их странными и стеснительными, не возбраняется отвергнуть их и писать картины без перспективы, слагать стихи без рифмы и метра, сочинять музыку, не пользуясь принятыми аккордами. Поступая так, он перестает играть по правилам и способствует разрушению игры, ибо правила эти, как в игре, существуют лишь постольку, поскольку их соблюдают. Однако одновременно их отрицанием задаются критерии какого-то будущего совершенства, какой-то другой игры, чей еще не сложившийся кодекс когда-то и сам станет тираническим, начнет сковывать творческие дерзания и пуще прежнего претить кощунственным фантазиям. В любом разрыве с традицией, упраздняющем общепринятые запреты, уже очерчивается другая система, другие правила, и как бы «другая» игра[6].

Ситуация рефлексии – всегда особая ситуация: именно в её процессе мы осознаем ту часть самих себя, которую не можем воспринимать другим способом, - подобно тому, как мы обнаруживаем существование слепого пятна, которое помогает нам понять, как устроено наше зрение; подобно тому, как мы подавляем проистекающую из наличия слепого пятна слепоту, как бы заполняя пустое пространство. Рефлексия – это процесс познания того, как мы познаем. Это акт обращения к самим себе [8]. Это тот шанс, который предоставляется нам, чтобы обнаружить нашу слепоту и осознать, что уверенность и знание других столь же подавляющи и иллюзорны, как и наша уверенность и наше знание.

Именно этот особый акт познания того, как мы познаем, традиционно ускользает от внимания нашей культуры. Как будто некое табу говорит нам: « Знать о знании запрещается». Вместе с тем каждое действие по факту есть познание, постижение. И соответственно всякое познание есть действие.

Возможность обретения своей собственной, подлинной аутентичности ( ключевая задача самоменеджмента (Selfmanagement)), преодоление идентичности обеспечивается индивидуальным познанием [15] своего собственного знания. Все, что мы делаем, неотделимо от наших представлений о мире со всеми его составляющими. Каждый «акт» познания рождает некий «мир».

Рефлексия оснований «своего» знания неизбежно осуществляется в пределах языка. И все, что сказано, сказано кем-то и воспринято кем-то. И каждый из нас обладает только тем миром, который создается вместе с другими людьми. Рефлексия своего собственного знания возможна только во взаимодействии с другими, обеспечивающими не только «прямозеркальные» , но и «кривозеркальные» отражения. Мастерство, многогранная компетентность в искусстве и «науке» рефлексии является необходимым, ключевым компонентом стратегического самоменеджмента, обеспечивающим полноту самопостижения, самоорганизации и самоуправления человека. Существенным компонентом рефлексии необходимо признать интроцепцию, которую определяют как обращение внимания к своему истоку, т. е. способность внимания сосредоточиваться на самом себе [8]. Внимание, сосредоточенное на самом себе, можно понимать через взаимоотношения. Это отноше­ния между тем, кто осознает (кого мы знаем как «Я»), и объектом осознания. Большинство из нас не осознает своей способности влиять на качество и содержание своего внима­ния, когда мы, мгновение за мгновением, предлагаем свое внимание [9]. Внимание — это не просто пассивный посредник, соединяющий нас как осознанных существ, с тем, что мы осознаем, это подвижный, двусторонний посред­ник. Мы от рождения являемся хозяевами ключа к собственной свободе, в том числе и информационной. И этот ключ находится в центре нашего внимания, в способности изменять качество и направление нашего внимания[19].

Пришло время каждому научиться ставить свои вопросы и самостоятельно находить ответы на них, самому принимать решения и воплощать их в жизнь. Успех сегодня приходит лишь к тем, кто ищет и находит свои собственные стратегии, играет в свою собственную игру и идет по жизни своим путем [18].

Указанные выше обстоятельства явились основанием для разработки авторской базовой тренинговой программы стратегического самоменеджмента « S e l f M a n a g e m e n t T r a i- n i n g», основная задача которой - создание условий для максимальной реализации ресурсного потенциала человека (Self) при осуществлении им своего жизненного проекта. Концепт «Self»(Самость) при этом рассматривается как центр целостного человека, охватывающий сознательную и бессознательную сферы психики человека, определяющего направление и формы его жизни .

Данная программа фокусируется на вопросах стратегического управления в жизни. В центре внимания находятся сфера индивидуальных приоритетов, смыслов и назначений своей жизни, эффективных выборов и реализации действенных новых путей, направлений и проектов. Ключевым компонентом является технология возобновления, установления устойчивого контакта со сферой самостного ядра человека, что и обеспечивает инициацию и устойчивое функционирование человека в формате аутотентичности. И как следствие – высокий уровень индивидуальной творческой реализации во всех сферах жизнедеятельности.

Ниже приведены основные содержательные блоки этой программы.


  1   2   3   4

Похожие:

Информационно психологическая безопасность личности в современных условиях iconВ. Г. Тимирясова (иэуп) г. Казань, Россия Психологическая подготовка школьника к соревнованиям, как одна из важных составляющих физического развития школьника в условиях детской спортивной школы. Педагогическая практика
Педагогическая практика доказывает, что залогом успешного выступления является не только, то как физически и технически подготовлен...
Информационно психологическая безопасность личности в современных условиях icon2 социальным услугам
Психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого...
Информационно психологическая безопасность личности в современных условиях iconТитульный лист содержание
Сущность и значение доходов организации в современных условиях развития экономики
Информационно психологическая безопасность личности в современных условиях iconДоклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна

Информационно психологическая безопасность личности в современных условиях iconПрограмма курса «информационно-аналитическая деятельность»
Тема Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности
Информационно психологическая безопасность личности в современных условиях iconВ большой мир. В самостоятельную жизнь
Подготовка воспитанников, способных адаптироваться в современных условиях к самостоятельной жизни
Информационно психологическая безопасность личности в современных условиях icon"Рентабельность организаций отрасли печати в современных условиях"
Анализ экономических показателей эффективности предприятий полиграфического производства
Информационно психологическая безопасность личности в современных условиях iconПсихологическая служба в системе образования
Психологическая служба в системе социального обеспечения создана для оказания психологической поддержки безработным гражданам, инвалидам...
Информационно психологическая безопасность личности в современных условиях iconКонтрольная работа №1 по дисциплине «безопасность жизнедеятельности»
Вопрос 21. Требования охраны труда, предъявляемые к машинам, механизмам и подвижному составу в условиях эксплуатации
Информационно психологическая безопасность личности в современных условиях iconТеоретические основы управления затратами в современных условиях
Управление затратами на металлургическом предприятии и поддержка данного процесса информационной системой




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Исследовательская работа
Направление подготовки
Общая часть
Теоретическая часть
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Образовательная программа
Управления государственных
Федеральное государственное
Экономическая безопасность
Конституционное право
реакция казахского
Основная часть
Организация работы
Техническое обслуживание
Российская академия
Понятие сущность
Усиление колониальной
прохождении производственной
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
муниципальное управление
Теория государства
Уголовное право
Математическое моделирование
Административное право
Название дисциплины
Земельное право