Философские проблемы в творчестве



Скачать 20.13 Kb.
Дата28.04.2019
Размер20.13 Kb.
Название файлаФилософия.docx
Учебное заведениеБелорусская Государственная Академия Искусств
ТипРеферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ»

Кафедра декоративно-прикладного искусства

РЕФЕРАТ


На тему:

«Философские проблемы в творчестве»

Студентки 2 курса(мебель): Рулькевич А.С

Факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства

Философия, как известно - это знание, предметом которого является взаимодействием двух систем: мир и человек. Уровни этого взаимодействия демонстрируют универсальность мироздания: онтологический (бытийный) – взаимодействие человека и Универсума; гносеологический – принципы и возможности познания человеком Универсума; аксиологический - ценностная ориентация взаимодействия систем и праксиологическая – духовно практическая деятельность человека. Философии как виду знания присущи также черты, характерные еще для одного вида познавательной деятельности — для художественного освоения действительности, т.е. для искусства. Философские произведения, если они действительно осмысливают бытие человека и окружающую его действительность, тоже оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действительности. Поскольку переживания у разных философов различны, различны отношения, постольку и пониманий этого мира в философии множество. Результаты философствования тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью.

Творчество – высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия, способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Деятельность как творчество может присутствовать в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. В психологии исследуется «механизм» протекания творчества, в философии рассматривает вопрос о сущности творчества. Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия («бывания»), а не бытия бесконечного и вечного; созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой.

В понимании художественного творчество, которое первоначально не выделялось из общего комплекса созидательной деятельности (ремесла и т. д.), начиная с Платона, развивается в учение об Эросе как о своеобразной устремлённости («одержимости») человека к достижению высшего («умного») созерцания мира, моментом которого и выступает творчество. Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин Аврелий и в человеческой личности подчёркивает значение воли. Творчество человека выступает у него, прежде всего, как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с Богом. Приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира Богом; что создаёт предпосылки для понимания творчество как уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния; художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечто второстепенное.

Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества Итальянский философ Дж. Вико, например, интересуется человеком как творцом языка, нравов, обычаев, искусства и философии, то есть, по существу, творцом истории.

Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную, но в значительной мере случайную, комбинацию уже существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма). Творчество выступает как нечто родственное изобретательству. Завершенная концепция творчества в XVIII веке создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия. «Трансцендентальное» воображение, таким образом, предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основе познания.

В идеалистической философии конца XIX - начала XX вв. творчество рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технической деятельности. При этом, если «философия жизни» противопоставляет техническому рационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчёркивает духовно-личностную природу творчества. В «философии жизни» наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном в работе «Творческая эволюция» (1907). Творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании - в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое. Л. Клагес ещё более резко, чем Бергсон, противопоставляет природно-душевное начало как творческое духовно-интеллектуальному как техническому. Рассматривая творчество культуры и истории, «философия жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет и др.) подчёркивает его уникальный, индивидуально-неповторимый характер.

Марксистское понимание творчества, противостоящее идеалистическим и метафизическим концепциям, исходит из того, что творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. Творческое созидание не есть плод запрограммированной или механически повторяющейся деятельности, это проявление продуктивной активности человеческого сознания, которое, по словам В. И. Ленина, «не только отражает объективный мир, но и творит его»

Диалектический материализм отвергает точку зрения, согласно которой природа тоже творит. В природе происходит процесс развития, а не творчество, которое всегда предполагает бытие и действие творца - субъекта творческой деятельности. По-видимому, какие-то биологические формы и предпосылки творчества имеются и у высших животных, но своё специфическое выражение оно находит лишь у человека как общественно развитого существа.

Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотеля высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин.



Таким образом, искусство вторично, и греховность бытия не позволяет человеку вполне реализовать себя. Человек не создает новое бытие, а произведения искусства носят лишь символический характер. Такие выводы не кажутся современному человеку обнадеживающими. Настроение и понимание такой точки зрения находим в стихотворении великого русского поэта Ф.И.Тютчева «Silentium!»:Молчи, скрывайся и таи/ И чувства и мечты свои -/Пускай в душевной глубине/ Встают и заходят оне/ Безмолвно, как звезды в ночи, -/ Любуйся ими - и молчи.// Как сердцу высказать себя?/ Другому как понять тебя?/ Поймет ли он, чем ты живешь?/ Мысль изреченная есть ложь./ Взрывая, возмутишь ключи, -/ Питайся ими - и молчи.// Лишь жить в себе самом умей -/ Есть целый мир в душе твоей/ Таинственно-волшебных дум;/ Их оглушит наружный шум,/ Дневные разгонят лучи, -/ Внимай их пенью и молчи!..
Скачать 20.13 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Похожие:

Философские проблемы в творчестве iconФилософские проблемы права и власти в трансформирующемся обществе

Философские проблемы в творчестве iconЖанр антиутопии в творчестве Дж. Оруэлла

Философские проблемы в творчестве iconРеферат «Философские взгляды и идеи знаменитых педагогов: Константина Дмитриевича Ушинского и Василия Александровича Сухомлинского»
«Философские взгляды и идеи знаменитых педагогов: Константина Дмитриевича Ушинского и Василия Александровича Сухомлинского»
Философские проблемы в творчестве iconГлобальные проблемы современности
Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых...
Философские проблемы в творчестве iconДуэль в жизни и творчестве А. С. Пушкина
Актуальность. Работа,выбранная мной, в последнее время обусловленна особым интересом сегодня к дворянской культуре и истории нашей...
Философские проблемы в творчестве iconТема моего индивидуального проекта, Поэты «Серебряного века» иих псевдонимы
Изучении причины сформирования псевдонимов в творчестве поэтов «Серебряного века»
Философские проблемы в творчестве iconРусский писатель Лев Николаевич Толстой оставил после себя великое наследие
Для исследовательской работы я выбрала тему «Роман «Война и мир» нравственные и философские искания Л. Н. Толстого»
Философские проблемы в творчестве iconОсновные понятия синергетика. 4 Объекты исследований синергетики 6
Синергетика заимствует и развивает далее философские концепции целостности мироздания (все во всем) и идею общего закона, единого...
Философские проблемы в творчестве iconРеферат «Философские взгляды Ф. М. Достоевского»
Федор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, христианский мыслитель и публицист. Н. Бердяев пишет в работе “Миросозерцание...
Философские проблемы в творчестве iconРеферат По дисциплине "Философия" На тему "Проблемы современной массовой культуры"
Понятие современной массовой культуры, её основные направления и проблемы




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Самостоятельная работа
Дипломная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Общая часть
Направление подготовки
Теоретическая часть
Исследовательская работа
Управления государственных
Образовательная программа
Общие сведения
Общие вопросы
Техническое задание
Федеральное государственное
Выпускная квалификационная
Усиление колониальной
Техническое обслуживание
реакция казахского
прохождении производственной
Экономическая безопасность
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Основная часть
Организация работы
Российская академия
Конституционное право
Понятие сущность
Технологическая карта
Уголовное право
академия народного
квалификационная работа
Название дисциплины
муниципальное управление
Административное право
Математическое моделирование