Доклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна



страница1/6
Дата18.04.2019
Размер144 Kb.
Название файлаЕфремова Алена -5.doc
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Вилюйский педагогический колледж имени Н.Г.Чернышевского»

Доклад


Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности

Ефремова Алена Егоровна

Курс: I, 122 группа

Науч.рук.: Народова В.И.-преподаватель дошкольных педдисциплин

Вилюйск 2017

Введение
Актуальность. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Для того, чтобы приобрести необходимые навыки общения люди проходят специальные тренинги, участвуют в интерактивных играх, смотрят и обсуждают передачи по телевидению, изучают спецкурсы по психологии общения. Но проблем в общении между людьми не становится меньше: на предприятиях при взаимодействии работников преобладает деструктивная коммуникация, подростки и молодежь общаются агрессивно, нецензурно, в семьях господствуют две полярных стиля воспитания: гипоопека и гиперопека, много одиноких, никем непонятых детей. Одна из причин этих явлений, имеющих глобальный характер, – негативная коммуникативная культура. Эта культура тиражируется телевидением, Интернетом, которая сегодня доступна всем детям. Кардинальные перемены в обществе вызвали ломку моральных ценностей и норм взаимодействия и этот опыт как губка впитывают молодые люди.

Цель исследования: теоретически и практически изучить особенности формирования коммуникативной культуры определенных субъектов коммуникации.

Объект исследования – коммуникативная культура как часть процесса эффективного общения, предмет – особенности формирования коммуникативной культуры. Предполагаем, что процесс формирования коммуникативной культуры имеет свои особенности, обусловленные опытом жизнедеятельности субъектов коммуникации

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельностью человека. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского (4, с. 229) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. В данном определении выделяются основное содержание общения, а именно передача информации - коммуникация, взаимодействие - интеракция, познание людьми друг друга - социальная перцепция ( Г.М. Андреева).Наиболее полно общение может быть изучено в единстве трех аспектов.

Коммуникативная культура подразумевает культуру общения. Еще с давних времен мы знаем: чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В 1709 г. Петр Великий издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету».

Каждое общество вырабатывает определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им этических нормах поведения и взаимодействия, но и воспитываются у людей с большей или с меньшей степенью сознательности, формируя определенный уровень культуры. Этические нормы всегда выступают основным регулятором человеческих отношений. По мнению А.П.Панфиловой, они являются социальными, поскольку не имеют юридической силы, но включают, как правило, понимание людьми таких категория как добро и зло, нравственность и безнравственность, справедливость и несправедливость, порядочность и вероломство, дозволенность поступков или их недопустимость ( 7, с.248 ).

Коммуникативная культура, по определению А. В. Мудрика ( 5, с.60 )есть система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализо­вать их в деловом и эмоциональном общении.


I.Теория

1.1. Сущность коммуникативной культуры.

Эффективность общения зависит прежде всего от коммуникативной культуры участников общения. Коммуникативная культура — это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении. Ю. В. Жуков (1988) выделяет три группы правил, составляющих коммуникативную культуру.

Первая группа — это правила коммуникативного этикета. Они определяют порядок обращения и представления, выбор обращения и многое другое. Этикетные правила не имеют прямой связи с эффективностью общения, но их частичное или полное игнорирование отстраняет человека от участия в общении.

Вторая группа — правила согласования коммуникативного взаимодействия. Они задают тип общения: светское, деловое, ритуальное, интимно-личностное и т. д.

Третья группа — это правила самоподачи (самопрезентации). Они не определяют тип общения и не влияют на общую для всех эффективность, но определяют индивидуальный успех отдельных участников общения. Правила самоподачи предназначены для создания у окружающих определенного впечатления о себе.

Признаком культуры общения является вежливость. Вежливость — это обращение с людьми, учитывающее их потребности быть оцененными и защищенными; соблюдение правил приличия, учтивость, уважительность, тактичность, деликатность.

Вежливость особенно важна, когда нужно сказать человеку чтото такое, от чего он может «потерять лицо»: сделать замечание, покритиковать. Такие высказывания называют действиями, угрожающими репутации. Цель вежливости состоит не в том, чтобы избегать этих действий, а в том, чтобы уменьшить или устранить коммуникативные проблемы в разговорах и отношениях, которые могут быть результатом высказываний, угрожающих репутации.

Вежливость — это великое искусство вписываться в общество, умение действовать так, чтобы давать другому все, что сам хочешь получить от него, и не причинять ему огорчений, каких сам не желаешь принять от этого другого. Вежливость — необходимая машинная смазка, без которой механизм человеческих отношений перегревается и отказывает на ходу.

Коммуникативная культура, по определению А. В. Мудрика, есть система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализо­вать их в деловом и эмоциональном общении.

Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.

Коммуникативные навыки и умения. Умения – это элементы деятельности, позволяющие человеку делать что-либо с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое- либо действие или операцию. Умение обычно включает в себя автоматически выполняемые компоненты, называемые навыками, но в целом умение представляет собой не полностью доведённые до автоматизма действия и операции, поэтому их выполнение необходимо сознательно контролировать. Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Коммуникативные навыки и умения:


  • инициировать и вступать в контакт;

  • формировать благоприятное первое впечатление;

  • задавать вопросы и отвечать на них;

  • вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;

  • стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;

  • слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;

  • осуществлять обратную связь, т.е. передать партнеру, что его услышали и поняли;

  • выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;

  • считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника;

  • управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;

  • эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество;

  • владеть моделями общения;

  • использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили жизни;

  • понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии;




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Доклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна iconОсобенности формирования коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи 6
Эмпирическое исследование коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи 18
Доклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна iconИнформационно психологическая безопасность личности в современных условиях
Стратегический самоменеджмент как «инструмент» информационно психологической безопасности человека в современных условиях
Доклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна icon1. Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности в современном мире
Бжд человека и всего общества в современных условиях приобрела особую остроту и актуальность. Бжд обсуждается на страницах газет...
Доклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна iconОсобенности социальных инноваций в современных социокультурных условиях: региональный аспект
Центр прикладных научных исследований (г. Волгоград) 1 февраля 2011 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в...
Доклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна iconИнфляция и ее особенности в современных условиях
В экономической истории первые признаки инфляции были замечены еще во времена Александра Македонского. В период его завоеваний хлынувшие...
Доклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна iconСледует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной компетенции учащихся
Цели образования впервые перестают выступать в виде суммы знаний, умений и навыков, которыми должен владеть
Доклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна icon«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества»
В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования,...
Доклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна iconГигиенические и экологические проблемы современного города
Особенности формирования городской среды. Особенности микроклимата городов
Доклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна iconОбщие вопросы безопасности жизнедеятельности
Литературный обзор эксплуатации скважин с электроцентробежными насосами (эцн) в осложненных условиях
Доклад Особенности формирования коммуникативной культуры в современных условиях жизнедеятельности Ефремова Алена Егоровна iconТоварный ассортимент, необходимость формирования в условиях конкурентного рынка. Характеристика товарного ассортимента
Товарный ассортимент, необходимость формирования в условиях конкурентного рынка. Характеристика товарного ассортимент 1 Товарный...




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Исследовательская работа
Направление подготовки
Общая часть
Теоретическая часть
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Образовательная программа
Управления государственных
Федеральное государственное
Экономическая безопасность
Конституционное право
реакция казахского
Основная часть
Организация работы
Техническое обслуживание
Российская академия
Понятие сущность
Усиление колониальной
прохождении производственной
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
муниципальное управление
Теория государства
Уголовное право
Математическое моделирование
Административное право
Название дисциплины
Земельное право