«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества»



Скачать 21.49 Kb.
Дата21.05.2018
Размер21.49 Kb.
Название файла(статья).docx

«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества»

Аннотация.

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.



Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, подростки, агрессивные подростки.

Объект исследования: агрессивное поведение подростков в условиях современного общества.

Предмет исследования: агрессивное поведение школьников.

Гипотеза: Агрессивное поведение в подростковом возрасте может выступать как способ адаптации к современным социальным условиям.

Проблема агрессивного поведения подростков считается одной из многоаспектных и спорных, особенно в сфере образовательной теории и практики. В данной статье мы сделали попытку рассмотреть проблему агрессивного поведения подростков в условиях современного общества, так как за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков, участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Для того чтобы рассмотреть проблему подростковой агрессивности, выясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа. «Психологический словарь» под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) [Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006].

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения [Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», – 2009].


Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба [ Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997]. Агрессивность –это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения [Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., Просвящение, 1991].

Э. Фромм считает, что существуют два вида агрессии "доброкачественная" и "злокачественная". Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности [Фромм, Э. Анатомия человеческойдеструктивности 2004].

Подростковый возраст охватывает период от 10-12 до 14-15 лет и является переходным в биологическом смысле, как фаза полового созревания, в социальном плане он характеризуется продолжением учебной деятельности, в психологическом — появлением большого количества новообразований,  касающихся самосознания и эмоциональной сферы. 

Агрессивное поведение достаточно обычное явление для подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений.  У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006.]. 

Агрессивное поведение обычное явление для подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. 

Причины подростковой агрессивности кроются, понятно, в жизни всего нашего общества.

Истоки жестокого поведения мы можем найти и дома, и вне него. Доказано, что чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители уделяют им мало внимания, где родители вынуждены работать за пределами места жительства или ориентированы на карьеру. К сожалению, случаи, когда выросший в «неблагополучной» семье ребенок растет отличным человеком, достаточно редки. Но даже благополучная семья – совсем не гарантия того, что подросток не будет проявлять жестокость. Учитывая то, что психика подростка крайне подвержена внешним влияниям, опасность агрессивного конвента на телевидении и в интернете очевидна. С их помощью, кстати, сейчас набирает силу эпидемии так называемый буллинг, определяемый специалистами как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы подростков к другому сверстнику (или группе).

Исходя из вышесказанного, а также опираясь на основные положения, касающиеся вопроса агрессивного поведения, его причин и свойств, развития их у подростков было решено исследовать особенности агрессивного поведения у подростков.

В данном исследовании принимали участие 13 школьников, в возрасте 13–14 лет. Эмпирическое исследование проводилось в форме группового тестирования в феврале 2018 года. В исследовании использовалась методика, предложенная в Практикуме по возрастной психологии, под редакцией Л. А. Головея и Е. Ф. Рыбалко [Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии . Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2008].

Анализируя полученные данные в ходе исследования, выяснилось, что: из всех детей, принимавших участие в исследовании 4 из 13 подростка, то есть 30%, показали высокий индекс агрессивности, 5 детей, то есть 38 %, — средний индекс, и 4 детей, то есть 13 %, — низкий. Преобладающие показатели (средний и низкий индекс агрессивности) свойственны подросткам, которые в обычных условиях не проявляют агрессивность, но в особо значимых эмоциональных ситуациях могут проявить различные виды агрессии. Что касается индекса враждебности, то здесь среди подростков никто не показал низкий уровень.

Также необходимо упомянуть о половом соотношении проявления агрессии, где выяснилось, что мальчикам присущи такие виды агрессии, как чувство вины и вербальная агрессия, у девочек же в большей мере проявляются вербальная агрессия, чувство вины и раздражение проявляются в меньшей мере.

Обобщая полученные результаты можно сказать о том, что агрессия в подростковом возрасте характеризуется ситуативностью. Подросткам присущи такие формы агрессии, как вербальная агрессия, чувство вины и раздражительность. При этом существуют половые различия в проявлении агрессивных реакций.



Нужно понимать, что агрессия в нашей жизни может проявляться не только в отрицательном значении (например, драки, угрозы, порча имущества), но также и в положительном (например, проявление агрессии может способствовать адаптации, защите от внешней угрозы, или может помочь отстоять свои интересы). И опираясь на это, родителям, педагогам и психологам необходимо понимать, что для агрессивного подростка является важным понятие контроля своим поведением и обучить их этому — процесс достаточно длительный и сложный, но необходимый для полноценного психического развития и комфортной социальной жизни. Помните, что больше всего дети нуждаются во внимании, любви и заботе. Через взаимопомощь и взаимопонимание вы проявите светлые стороны подростка. Напротив, агрессия ведет только к изоляции или ответной агрессии.
Скачать 21.49 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Похожие:

«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества» iconВиктимное поведение подростков среднего возраста в интернете
Теоретический анализ проблемы виктимного поведения подростков среднего возраста в интернете
«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества» iconРазвитие внимания младших школьников с умственной отсталостью в условиях современного информационного общества
Лобанова Анна Вячеславовна/ Lobanova Anna Vyacheslavovna – кандидат психологических наук
«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества» iconПроблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования

«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества» icon«Разновидности конформного поведения и их влияние на организационное поведение»
Ущество социальное. Поэтому поведение каждого из нас является результатом взаимодействия внутренней природа и социализации
«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества» iconПравомерное поведение: понятие и виды
Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральным (безразличным) и юридически значимым
«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества» iconЭлектронная торговая площадка (этп)
Компьютеризация процесс расширенного внедрения Электронно-вычислительных технологий в различные сферы современного общества
«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества» iconРеферат на тему "Маргинальность в современном обществе"
Анализ современного общества с точки зрения теории маргинальности приводит к интересным наблюдениям и результатам
«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества» iconПонедельник 14,21,28 Утро Беседа
Беседа: поведение прохожих. Задачи: напомнить детям правила безопасности общения с незнакомыми людьми, обратить внимание на поведение...
«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества» iconВласть как общесоциологическая категория. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
Государственная власть — способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов,...
«Агрессивное поведение подростков в условиях современного общества» iconДоклад По дисциплине «Основы антикоррупционной культуры»
Среди множества социально-экономических и политико-правовых проблем современного казахстанского общества проблема борьбы с коррупцией...




База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
Практическая работа
История развития
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Физическая культура
Методическое пособие
Исследовательская работа
Направление подготовки
Общая часть
Теоретическая часть
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Образовательная программа
Управления государственных
Федеральное государственное
Экономическая безопасность
Конституционное право
реакция казахского
Основная часть
Организация работы
Техническое обслуживание
Российская академия
Понятие сущность
Усиление колониальной
прохождении производственной
Обеспечение безопасности
программное обеспечение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
муниципальное управление
Теория государства
Уголовное право
Математическое моделирование
Административное право
Название дисциплины
Земельное право