Vi спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности



Скачать 407.12 Kb.
страница1/23
Дата31.07.2019
Размер407.12 Kb.
Название файлаLarisa_Pavlova__Spor_Diskussia_Polemika.doc
ТипГлава
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Глава VI

СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

Споры, дискуссии — это испытание не столько

ума человека, сколько его нравственности.

В.А. Стариченко

Хорошо ли, что споры, дискуссии и полемика, стали характер­ными чертами нашего образа жизни? Благом или злом является спор? Эти вопросы не так наивны, как может показаться на пер­вый взгляд*.

Можно привести в качестве примеров много крылатых выражений и высказываний, в которых спор оценивается позитивно. "Спор — отец истины", — так считали древние греки. С этим афоризмом перекликаются известные всем слова: "В споре рождается истина". Перечень изречений, в которых отмечается необычайная полезность спора, легко продолжить.

Однако можно привести и такие выражения, в которых споры оцениваются негативно, например в пословицах и поговорках: "Кто спорит, тот ничего не стоит"; "Когда споры кипят, истина испаря­ется"; "В спорах теряется время".

О спорах весьма неодобрительно отзывался Л.Н. Толстой: "Спо­ры всегда больше содействуют затемнению, чем уяснению истины". А. Линкольн говорил: "Ни один человек, который решил действи­тельно преуспеть в жизни, не должен тратить время на личные споры".

Как же разобраться, кто прав: те, кто одобряет споры, или те, кто их порицает? Думается, что и те и другие. Спор действительно способен породить истину. Но спор нередко и губит ее. Все заключа­ется в том, как ведется спор, какими методами и средствами.

Представим себе картину, нарисованную М.Е. Салтыковым-Щед­риным:

"Говорили все вдруг, говорили громко, стараясь перекри­чать друг друга... Вот кто-то вскакивает и кричит кри­ком, захлебывается, жестикулирует, а рядом, как бы сорев­нуясь, вскакивают двое других и тоже начинают захлебы­ваться и жестикулировать. Вот четыре спорящие фигуры заняли середину комнаты и одновременно пропекают друг друга на перекрестном огне восклицаний, а в углу безнадеж­но выкрикивает некто пятый, которого осаждают еще трое ораторов и, буквально, не дают сказать слова. Все глаза горят, все руки в движении, все голоса надорваны и тянут какую-то недостижимо высокую ноту... Разве можно иметь дело с людьми, у которых губы дрожат и руки вертятся, как крылья у мельницы?"

Такой спор ничего, кроме неприятных воспоминаний, принести не может. Думается, многие были если не участниками, то по край­ней мере свидетелями таких споров.

Как научиться эффективно спорить, вести полемику? Предло­жить алгоритм, пригодный на все случаи жизни, практически не­возможно. Спор — это тонкое искусство, причем кроме логических аспектов у него имеется множество трудноуловимых психологичес­ких, нравственных и этических граней. Выявить и учитывать их в споре позволяет лишь длительная практика.

Вместе с тем для рациональной организации и успешного веде­ния диалога, дискуссии, полемики необходимо руководствоваться определенными рекомендациями, установками и правилами. Без их усвоения невозможно результативно обсуждать сложные проблемы науки, искусства, экономики и политической жизни. Знание этих правил и принципов необходимо каждому деловому человеку.

Знать правила спора надо не только для того, чтобы вести его самому. Каждый из нас, независимо от рода занятий, время от времени превращается в слушателя, читателя или зрителя. Тем са­мым мы невольно становимся участниками споров, которые ведут­ся другими людьми. Вникнуть в суть обсуждаемых ими проблем, разобраться в доводах "за" и "против", разобраться в хитросплете­ниях мысли поможет знание психологических особенностей спора.

Решение многих деловых вопросов возможно только на путях открытого и гласного обмена мнениями. Умение компетентно и пло­дотворно обсуждать важные проблемы, доказывать и убеждать, ар­гументируя свою точку зрения и опровергая мнение оппонента, должно стать обязательным качеством каждого делового человека., этого необходимо знать, как зарождался спор, каковы его корни I его история. Необходимо определиться в понятиях, чтобы не воз* кало путаницы в их применении или подмены одного понятия гим. Кроме того, необходимо определить, какие существуют поле мические приемы и возможно ли овладеть искусством ведения спора.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Vi спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности iconРеферат по теме: " Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте" Студент: Бутурлин Н
Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте”
Vi спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности icon1. Рассмотрим происхождение термина «логистика»
Рассмотрим происхождение термина «логистика» (англ. — 1о§15п'с5). Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова...
Vi спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности iconПроисхождение и природа политики

Vi спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности iconКараганндинский государственныей медицинский универстет Кафедра микробиологии Дисциплина «Микробиология» Специальность 5В130100 – Общая медицина Итоговое тестирование
Образование спор, диаметр которых не превышает диаметра клеток, характерно, как правило, для
Vi спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности iconРосцеллин, основатель номинализма
Шампо видоизменил свои понятия по некоторым очень важным вопросам. Но Шампо рассердился на Абеляра за этот спор и притом стал завидовать...
Vi спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности iconАудио- и видеозапись как средство доказывания в гражданском процессе
Впервые в истории процессуального законодательства гпк 2002 г ввел в число доказательств аудио- и видеозаписи. Дискуссия по вопросу...
Vi спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности iconЛекция общего курса Комплексная лекция Лекция-беседа Проблемная лекция Лекция-дискуссия Лекция-визуализация
Какому типу лекций присущи достаточно высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность...
Vi спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности iconОстрый аппендицит: особенности диагностики и лечения у детей
Острая кишечная непроходимость: этиология и особенности течения у детей. Особенности оперативного лечения у детей
Vi спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности iconКурсовая работа работу
Психологические механизмы формирования интернет-аддикции. Достижение идеального "Я" в виртуальном образе
Vi спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности iconПсихологические детерминанты профессиональных деструкций
...


База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
История развития
Практическая работа
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Методическое пособие
Физическая культура
Общая часть
Теоретическая часть
Направление подготовки
Исследовательская работа
Образовательная программа
Управления государственных
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Федеральное государственное
прохождении производственной
Выпускная квалификационная
Экономическая безопасность
Организация работы
Усиление колониальной
реакция казахского
Техническое обслуживание
Основная часть
Конституционное право
Понятие сущность
программное обеспечение
Философия науки
Технологическая карта
муниципальное управление
квалификационная работа
академия народного
Уголовное право
История создания
Обеспечение безопасности
Краткая характеристика
общие сведения