Теоретические аспекты деятельности органов адвокатуры



Скачать 43.37 Kb.
Дата13.06.2018
Размер43.37 Kb.
Название файлаГлава 1 и 2.docx
ТипГлава

Глава 1. Теоретические аспекты деятельности органов адвокатуры

1.1.Формы образования органов адвокатуры

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.

Организационно-правовые основы деятельности адвокатов в настоящее время устанавливает Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Закон предоставляет адвокатам возможность выбора между различными организационными формами деятельности, освещает скрытые проблемы современной адвокатуры, формы и методы её деятельности в условиях серьёзных социальных перемен в жизни общества.

В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства.

Услуги, оказываемые адвокатурой, носят особый характер - они относятся к сфере защиты права. В этом смысле адвокатура является в широком смысле слова правоохранительным органом, притом не менее значимым, чем прокуратура и суды. Во всех случаях, когда органы государства выдвинули против гражданина обвинение, когда лицо задержано или арестовано, когда в суде ведется гражданско-правовой спор, государство признает за человеком право воспользоваться услугами адвоката и обеспечивает реализацию этого права.

Адвокатура - некоммерческая организация, она не преследует цель извлечения прибыли. Гонорары адвокатов - это не прибыль, а оплата их труда.

Адвокатура - не государственная структура, а профессиональное объединение, независимое от органов власти. Адвокаты - не чиновники, а люди «свободной профессии». Только при таком статусе адвокатуры и адвокатов возможны эффективная защита прав и интересов граждан, полемика с государственным обвинением, выявление ошибок следствия и суда.

Общая задача адвокатуры - оказание юридической помощи - конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся :

- консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

- составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

- представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

- участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика;

- участие в качестве представителей в Конституционном Суде Российской Федерации;

- защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;

- участие в качестве представителя доверителя в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;

- представительство в судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах;

- участие в качестве представителя в исполнительном производстве при исполнении уголовного наказания и в налоговых правоотношениях;

- иная не запрещенная законом помощь (например, разработка уставов и подготовка к регистрации юридических лиц, заключение контрактов, правовой контроль за учетом и отчетностью, правовое обслуживание коммерческих операций и др.).

Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Адвокат вправе выбрать только одну из этих форм организации адвокатуры. Об избранной форме адвокатского образования адвокат обязан уведомить Совет палаты, а тот - региональный орган Минюста.

Адвокатский кабинет создает адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Ему могут оказывать содействие помощники и технические сотрудники, не имеющие адвокатских полномочий. Адвокат осуществляет свою деятельность, не объединяясь организационно с другими адвокатами на постоянной основе. Однако это не исключает возможности временного объединения усилий с другими адвокатами при оказании юридической помощи по сложным уголовным или гражданским делам, для подготовки сложных и больших по объему сделок. Закон не устанавливает каких-либо ограничений права адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность в рамках адвокатского кабинета.

Соглашение адвоката с клиентом должно быть зарегистрировано в документации адвокатского кабинета. Нормативных актов о формах учета соглашений в адвокатских кабинетах в настоящее время нет. Законодательство не содержит прямых указаний о полномочиях органов юстиции либо органов адвокатского самоуправления издавать обязательные указания по этому вопросу.

Полномочия адвоката по представлению интересов своего доверителя в случаях, предусмотренных федеральным законом, подтверждаются ордером.

Коллегия адвокатов лишь по названию похожа на существовавшие до сих пор коллегии. Коллегия адвокатов состоит из двух или большего количества адвокатов любой численности. Коллегия адвокатов действует на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и учредительского договора.

Коллегии адвокатов - некоммерческие организации, на которые распространяется действие норм гражданского законодательства о некоммерческих организациях, если нормы не противоречат положениям закона об адвокатуре.

Ныне действующие коллегии адвокатов как одна из форм адвокатских образований создаются в результате свободного волеизъявления учредивших их адвокатов, а не органами исполнительной власти субъекта РФ с согласия Министерства юстиции, как в прошлом. Прежние коллегии адвокатов были основаны на обязательном членстве, которое обеспечивалось невозможностью осуществления адвокатской деятельности юристами, не входившими в коллегию. Нынешние коллегии адвокатов создаются юристами, уже получившими адвокатский статус, а значит, и возможность заниматься адвокатской деятельностью как единолично, учредив адвокатский кабинет, так и в составе адвокатского бюро.

Коллегия может быть образована не мене чем двумя адвокатами. Прекращение по любым основаниям (прекращение статуса адвоката, добровольный выход из коллегии и т. п.) членства в коллегии одного из них означает фактическое прекращение существования коллегии, ибо один адвокат образовывать коллегию не может.

Коллегия состоит из учредителей и членов. В учредительском договоре учредители определяют условия передачи коллегии своего имущества, которое после передачи становится собственностью коллегии; порядок участия в деятельности коллегии учредителей и членов; условия приема в коллегию новых членов; права учредителей и членов; условия выхода из коллегии учредителей и членов.

Коллегия имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках, имеет печать, штампы, бланки. Коллегия вправе иметь свои филиалы, в том числе на территориях других субъектов Федерации и иностранных государств, если это предусмотрено законодательством этих государств (п. 10 ст. 22 Закона об адвокатской деятельности).

Коллегия является представителем состоящих в ней адвокатов по их расчетам с доверителями. Соглашения об оказании юридической помощи заключаются между адвокатом и клиентом, однако они регистрируются в документации коллегии. Таким образом, коллегия осведомлена о суммах получаемых адвокатом гонораров. Коллегия не может быть преобразована в коммерческую организацию.

Как и при создании адвокатского кабинета, учредители коллегии адвокатов направляют в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются место нахождения коллегии адвокатов; порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов; сведения об учредителях. К уведомлению прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава.

Однако, в отличие от адвокатского кабинета, коллегия адвокатов -юридическое лицо, и в этом качестве она должна быть поставлена на учет в органах, осуществляющих регистрацию юридических лиц.

Коллегии адвокатов могут быть образованы также путем реорганизации адвокатских бюро. Реорганизация адвокатского бюро в коллегию адвокатов считается завершенной с момента государственной регистрации коллегии, а адвокатское бюро, с этого момента - прекратившим свою деятельность. Коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро. Согласно действующему законодательству коллегии адвокатов, существовавшие ранее, сохранились, однако значительно изменились их функции. Коллегии адвокатов, прежде всего, утратили право присвоения и лишения адвокатского статуса.

Коллегии адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранных государств.

Филиалы могут быть созданы как на территории того субъекта РФ, где действует коллегия, так и на территории других субъектов РФ. Действовавшие ранее юридические консультации можно было преобразовать в филиалы соответствующих коллегий адвокатов. Консультации коллегий адвокатов в субъектах РФ создавались, как правило, для того, чтобы оказать сопротивление попыткам незаконного давления на адвокатов со стороны местных органов власти.

Адвокатское бюро составляют два или большее число адвокатов. В отличие от коллегии их объединяет партнерство. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила, установленные для коллегий адвокатов, если иное не предусмотрено нормами об адвокатском бюро. Адвокаты, учредившие бюро, заключают партнерский договор в простой письменной форме, в котором указываются: срок действия договора; порядок принятия партнерами решений; порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; иные существенные условия. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Партнерский договор является документом, который содержит конфиденциальную информацию, и не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро. Управляющий партнер ведет общие дела адвокатского бюро, заключает соглашения об оказании юридической помощи клиентам, за исключением случаев, когда такие соглашения заключает другой партнер по доверенности, выданной ему всеми остальными партнерами. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.

Партнерский договор может быть расторгнут или один либо некоторые партнеры могут выйти из этого договора. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным обязательствам. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.

Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре.

Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов.

После прекращения партнерского договора адвокаты вправе заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи. В остальном порядок деятельности адвокатского бюро определяется правилами, установленными в отношении адвокатских коллегий.

Юридическая консультация учреждается адвокатской палатой по представлению органа власти соответствующего субъекта Федерации в случаях, когда на территории одного судебного района общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью. Число мировых судей в расчет не принимается. Судебные районы пока не созданы, поэтому необходимо ориентироваться на административно-территориальное деление страны.

Юридические консультации в основном рассчитаны на оказание юридической помощи по назначению дознавателя, следователя, прокурора, суда, а также на оказание некоторых других услуг (жалобы, заявления, бесплатная правовая помощь некоторым категориям граждан и т. д.).

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатура является самоконтролирующейся организацией. Непосредственный контроль за профессиональной и финансовой деятельностью адвокатов, входящих в состав коллегии, осуществляют заведующие консультациями, бюро, фирмами, в которых адвокаты работают. Жалобы на действующих адвокатов, не соответствующие закону и адвокатской этике, поступают в президиум коллегии, который вправе наложить на адвоката дисциплинарной взыскание или исключить из состава коллегии.

Некоторые полномочия в отношении адвокатуры имеет и Министерство юстиции РФ и его органы в субъектах Российской Федерации. Министерство юстиции РФ регистрирует вновь создаваемые коллегии, их уставы, выдает лицензии на право заниматься адвокатской деятельностью. Если деятельность коллегии противоречит закону и уставу, то Министерство юстиции РФ вправе лишить ее лицензии. Отказ в регистрации и лишение лицензии обжалуются в суд.

Адвокатура это - независимый, самоуправляемый социально-правовой институт. Он действует на территории каждого субъекта Российской Федерации и объединяет лиц, призванных на профессиональной основе обеспечивать в соответствии с законом права граждан и юридических лиц путем оказания квалифицированной юридической помощи, которая дается в целях защиты их прав, свобод и законных интересов.

Самоуправление адвокатуры состоит в том, что адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании (конференции) адвокатов и предоставляя определенные полномочия выборным органам адвокатуры.

Как уже отмечалось, в своей профессиональной деятельности адвокаты должны быть независимыми от органов власти, государственного управления и судов. Без этого невозможны ни принципиальная позиция адвокатов при защите прав и интересов граждан в различных государственных органах, ни установление доверительных отношений адвокатов с лицами, обращающимися за юридической помощью.

Независимость адвокатуры от государства подчеркивается тем, что юридическим основанием, обуславливающим возникновение правоотношения по членству в коллегии адвокатов, является двусторонний акт: 1) заявление лица о желании вступить в состав коллегии и 2) постановление президиума коллегии о его приеме.

Объективно верным является принцип территориального построения адвокатуры: в одном регионе одна коллегия адвокатов. Безусловно, в советский период существования государства были и негативные проявления такого принципа. Это выражалось в том, что советские и партийные органы иногда оказывали давление на адвокатуру, формировали ее кадровый состав, «организовывали» выборы руководящих органов, курировали дисциплинарную практику и т.д.

Территориальный принцип позволяет президиуму коллегии адвокатов лучше контролировать профессиональную деятельность адвокатов и своевременно исправлять их ошибки, недочеты в работе. Более того, последовательное проведение территориального принципа корпоративной организации адвокатуры: палата, как единый орган адвокатского самоуправления в каждом субъекте Российской Федерации, независимая квалификационная комиссия, принимающая экзамены у претендентов и присваивающая статус адвоката, ликвидация межрегиональных корпоративных образований, запрет палате осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени - все это позволит покончить с вакханалией, при которой адвокатские корочки получают из рук конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, и поставить заслон на пути притока в адвокатуру профессионально и морально негодных кадров.

Органами коллегии адвокатов являются общее собрание, президиум, ревизионная комиссия.

Общее собрание коллегии адвокатов проводится не реже одного раза в год и правомочно при участии в нем не менее двух третей состава коллегии. Все решения общего собрания принимаются простым большинством голосов. Состоит, как правило, из более чем трехсот человек (конференция). Собирается не реже 1-го раза в год, может также собираться вне очереди, по требованию 1/3 членов коллегии адвокатов. Общее собрание считается правомочным, при участии в нём не менее 2/3 членов коллегии адвокатов. Вопросы решаются большинством голосов. Общее собрание избирает президиум и ревизионную комиссию, заслушивает отчеты об их работе, устанавливает численный состав, смету расходов и доходов коллегии, рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии, решает другие вопросы деятельности коллегии.

Президиум является исполнительным органом коллегии адвокатов, избираемым тайным голосованием на три года. На его заседании избираются председатель президиума и его заместитель. Президиум созывает общее собрание коллегии, организует юридические консультации и руководит их деятельностью, проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов, принимает в члены коллегии и в состав стажеров, распределяет адвокатов по юридическим консультациям, отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров, обобщает опыт работы адвокатов, издает методические пособия, применяет меры поощрения адвокатов и рассматривает дела о дисциплинарных проступках, принимает решения об оказании бесплатной юридической помощи, представляет адвокатуру в государственных и общественных организациях, организует справочную работу по законодательству и судебной практике.

Решения президиума принимаются простым большинством голосов и могут быть пересмотрены самим президиумом или всеобщим собранием членов коллегии адвокатов.


1.2.Характеристика деятельности органов адвокатского самоуправления

Адвокатская деятельность – это осуществляемая на профессиональной основе квалифицированная юридическая помощь, оказываемая специально уполномоченными на то, лицами.

Конституция РФ гарантирует каждому независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств право на получение квалифицированной помощи.

В ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатура определяется как профессиональное сообщество адвокатов. Также в законе указывается, что адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Законом адвокатура определена не как организация, а как сообщество адвокатов. Это объединение лиц, имеющих статус адвоката, причем признак принадлежности к адвокатской профессии является обязательным.

Лицо становится частью адвокатуры с момента присвоения статуса адвоката и перестает ею быть с момента прекращения статуса адвоката.

Адвокатура определена как институт гражданского общества. Гражданское общество представляет собой совокупность личностей, объединенных общностью интересов, а значит, адвокатура призвана защищать интересы как отдельных лиц, так и их объединений. Тем не менее адвокатура, защищая частные права и интересы, в тоже время осуществляет защиту и публичных интересов. Публичная функция адвокатуры определяется значимостью задач, возложенных на нее, и необходимостью каждому адвокату и адвокатуре в целом в своей деятельности строго соблюдать закон.

Адвокатура не является органом государственной власти, однако на адвокатуру возложена реализация конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь. Государство устанавливает ряд гарантий для обеспечения функционирования адвокатуры, осуществляет финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, а также при необходимости выделяет адвокатским образованием служебные помещения и средства связи.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 декабря 2004 г.) был подписан Президентом РФ 31 мая 2002 г. и уже с 1 июля вступил в силу.

Закон преследует решение задач по расширению правовых и организационных возможностей адвокатов в оказании квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.

В рассматриваемом Законе отражены все основные понятия и направления деятельности органов адвокатуры.

Согласно указанному закону адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицам, получившими статус адвоката в порядке, установленным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В Законе закрепляются:

1) регламентация условий приобретения, прекращения и приостановления статуса адвоката;

2) права адвоката на выбор формы организации;

3) права адвоката на осуществление своей профессиональной деятельности индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро);

4) права граждан России получать бесплатную юридическую помощь;

5) определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

Предмет адвокатской деятельности – неотчуждаемые права, свободы и интересы физических и юридических лиц, которые охраняются законом.

Признаки адвокатской деятельности:

1) квалифицированная юридическая помощь;

2) профессиональная обязанность;

3) осуществляется только лицами, имеющими статус адвоката;

4) имеет определенные цели.

Цели адвокатской деятельности: защита прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц; обеспечения доступа к правосудию. Они достигаются путем оказания гражданам и юридическим лицам юридической помощи.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Не будет являться адвокатской деятельность, которую осуществляют:

1) работники юридических служб (юридические лица), органов государственной власти и ОМСУ;

2) участники и работники организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальные предприниматели;

3) нотариусы, патентные поверенные, кроме случаев, когда в качестве патентного поверенного выступают лица, специально уполномоченные на ведение своей профессиональной деятельности.

Принципы адвокатской деятельности:

1) законность – соблюдении адвокатами законодательства РФ и ее субъектов в своей работе. Адвокат не вправе нарушать закон даже в интересах доверителя. Эти положения касаются также помощников, стажеров адвоката и органов адвокатского самоуправления;

2) независимость – адвокатура не относится к органам государственной власти и ОМСУ. Независимость адвокатуры – гарантия защиты прав и интересов граждан даже в споре с государством и его органами. Независимость адвокатуры гарантирована законодательством РФ;

3)самоуправление – Закон устанавливает органы самоуправления адвокатов:

Федеральную адвокатскую палату, адвокатскую палату субъектов РФ и их органы. Решения, принятые этими органами, обязательны для всех адвокатов;

4) корпоративность – адвокаты объединяются в единое общество (корпорацию) для отстаивания своих профессиональных интересов, повышения престижа профессии и т.д. Корпорация разрабатывает свои внутренние правила (Кодекс профессиональной этики адвоката), обязательные для всех членов корпорации;

5) равноправие – все адвокаты равны при осуществлении своей деятельности, обладают равными правами, несут одинаковые обязанности и ответственность, имеют общие полномочия.

Глава 2. Трудовые права работников: понятие и способы их защиты



2.1.Понятие и основные виды нарушений трудовых прав

Федеральная инспекция труда (ФИТ) – главный «выявитель» нарушений норм трудового законодательства, допускаемых работодателями. Частота обнаружения нарушений зависит не только от специфики деятельности работодателей, но и от уже выработанной линии проверочных мероприятий федеральной инспекций труда. Рассмотрим более подробно, где именно работодатели допускают ошибки. В целом нарушения, выявляемые за последние три-четыре года, можно классифицировать по нескольким группам, сделав это аналогично разделам ТК РФ.

1. Нарушения при заключении, изменении и прекращении трудового договора.

Поскольку трудовые отношения с работниками начинаются с момента заключения трудового договора, именно здесь встречаются первые нарушения. По данным проверок ГИТ, наиболее часто они состоят в следующем: трудовой договор в нарушение требований ст. 67 ТК РФ не заключен в письменной форме; в трудовой договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ (чаще всего не указываются условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты)); при приеме на работу работника не ознакомили с Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, Положением об оплате труда и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника (ст. 68 ТК РФ); прием на работу не был оформлен приказом (распоряжением) работодателя или не был объявлен под роспись в трехдневный срок со дня подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ); лица, не достигшие 18 лет, были приняты на работу без прохождения обязательного медицинского осмотра (ст. 69 ТК РФ) или на работу с вредными условиями труда (ст. 265 ТК РФ); нарушен порядок ведения и хранения трудовой книжки (не внесены сведения о переводах, награждениях, увольнениях, формулировки записей об увольнении не соответствуют формулировкам ТК РФ, иного федерального закона; в день увольнения не выдана трудовая книжка) (ст. 66 ТК РФ); не соблюден двухмесячный срок уведомления работника об изменении определенных сторонами условий трудового договора (введение новых форм оплаты труда, изменение режима работы и пр. – ст. 72, 74 ТК РФ); установлено испытание при приеме на работу лицам, которым испытание не устанавливается (поступающие на работу по конкурсу, беременные женщины, несовершеннолетние, избранные на выборную должность на оплачиваемую работу, впервые поступающие на работу после окончания учебных заведений профессионального обучения); вместо трудового договора заключен гражданско-правовой (подряда, оказания услуг, поручения и др.), или заключен срочный трудовой договор в случаях, не предусмотренных ст. 59 ТК РФ. В большинстве случаев выявление нарушений происходит либо при проведении плановой проверки ФИТ, либо внеплановой на основании письменного обращения-жалобы работника. Зачастую ее инициатором может выступать и прокуратура, в которую работники обращаются не реже, чем к государственному инспектору труда. При заключении трудового договора самым распространенным является отсутствие письменного трудового договора и/или приказа о приеме на работу (ст. 67 и 68 ТК РФ). Одним из частых видов нарушений при заключении трудового договора является его специфический подвид: прием работников без наличия обязательных для них документов, установленных как ТК РФ, так и иными законодательными актами. Такими документами, например, являются водительское удостоверение для водителя, удостоверение о допуске к работам по определенной группе электробезопасности – для электрика, справка об отсутствии судимости – для лиц, претендующих на работу в детских учреждениях

2. Нарушения в области оплаты труда, в том числе при увольнении. Нарушения в области оплаты труда занимают, пожалуй, второе место по частоте встречающихся нарушений норм трудового законодательства. В данном случае ФИТ фиксируются следующие виды: выплата заработной платы один раз в месяц (ст. 136 ТК РФ); задержка выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ); невыплата всех сумм, причитающихся при увольнении (ст. 140 ТК РФ). Статья 136 ТК РФ устанавливает, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Однако на многих предприятиях, имеющих финансовые проблемы и малочисленный состав трудового коллектива, а также применяющих «черный нал» при расчетах с работниками, такое нарушение – обычное дело. Бывают даже случаи, когда работодателю просто лень выплачивать зарплату дважды в месяц, нагружая и бухгалтера, и кассира, проводя операции по расчетному счету и т.д. Отметим, что невыплата сотрудникам всех сумм, причитающихся при увольнении, в день увольнения с работы, – очень распространенное нарушение требований ТК РФ. При этом нарушается требование ст. 140 ТК РФ: при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся сотруднику, производится в день его увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Чаще всего данное нарушение устанавливается не в ходе плановых проверочных мероприятий, а в результате внеплановой проверки, проводимой на основании обращения уже уволенного работника, в отношении которого допущено нарушение.

3. Нарушения в области охраны труда.

Виды нарушений в сфере охраны труда едва ли не превышают по численности выявляемые нарушения при заключении, изменении и расторжении трудового договора. Их разнообразие связано с большим количеством требований ТК РФ в данной области. Поэтому практически на каждое установленное ТК РФ требование находится свое нарушение и свой нарушитель. Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209–212 ТК РФ. Напомним, что аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время проводится в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Следует отметить, что сроки проведения аттестации устанавливает работодатель, но аттестация не может проводиться реже, чем каждые пять лет для каждого рабочего места. Проведение аттестации рабочих мест – мероприятие затратное, довольно долгое и имеет множество нюансов, которые могут привести к ее недействительности. Не желая связываться с таким сомнительным с точки зрения продуктивности, необходимости, делом, работодатели часто игнорируют требования законодательства в данной области охраны труда. Еще один важный аспект, который следует иметь в виду: именно нарушения в области охраны труда приводят к несчастным случаям на производстве.

4. Нарушения в области режима труда и отдыха.

Систематизированные данные проверок ФИТ показали, что наиболее распространенными в области режима труда и отдыха являются нарушения требований: ст. 100, 103, 108, 123 ТК РФ, связанные с отсутствием в организациях локальных нормативных актов, регулирующих распорядок рабочего времени и времени отдыха (правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, графики отпусков); ст. 125 ТК РФ, вызванные отзывом работников из отпуска без их письменного согласия; ст. 114–117, 124, 125 ТК РФ, связанные с предоставлением работникам отпусков меньшей продолжительности, чем установлена трудовым законодательством, а также с непредоставлением работникам, занятым на работах с вредными и/или опасными условиями труда, ежегодных оплачиваемых отпусков и дополнительных оплачиваемых отпусков; ст. 126, 127, 291 ТК РФ, вызванные заменой неиспользованного работником отпуска денежной компенсацией, невыплатами денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении; ст. 284 ТК РФ, связанные с несоблюдением работодателем норм рабочего времени для лиц, работающих по совместительству.
5. Нарушения в области предоставления гарантий и компенсаций.

Гарантии и компенсации установлены в разделе VII ТК РФ. Случаи предоставления гарантий и компенсаций перечислены в ст. 165 ТК РФ. Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, например, при направлении в служебные командировки, переезде на работу в другую местность; при совмещении работы с обучением и др.

6. Нарушения при применении дисциплинарных взысканий

Если говорить о дисциплинарных взысканиях, то, по данным проверок ФИТ, чаще всего нарушается порядок их применения по причине отсутствия объяснений от виновных лиц, которые или вообще не истребуются, или запрашиваются после издания приказа. На основании ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от сотрудника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то должен быть составлен соответствующий акт. Имейте в виду, что нарушение этой процедуры может повлечь предписание ФИТ об отмене приказа о дисциплинарном взыскании. Но самым опасным нарушением в данной области является неправомерное применение такой санкции, как увольнение по соответствующему основанию, предусмотренному ст. 81 ТК РФ. Подобное нарушение грозит работодателю не только отменой приказа об увольнении и восстановлением работника на работе с выплатой среднего заработка за время вынужденного прогула, но и привлечением работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде.

7. Непредоставление гарантий в соответствии с ТК РФ отдельным категориям работников.

В данной области чаще всего нарушаются права женщин, лиц с семейными обязанностями и работников в возрасте до 18 лет. Одним из таких нарушений является незаконное увольнение беременной женщины. Итогом его выявления, как правило, является восстановление работницы на работе и взыскание среднего заработка за время вынужденного прогула. Проблема соблюдения трудовых прав женщин продолжает оставаться актуальной. Нередко нарушениям подвергаются права несовершеннолетних. И если ст. 268 ТК РФ о запрете направления несовершеннолетнего работника в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также требование ст. 265 ТК РФ о запрещении работы во вредных условиях труда практически не нарушаются, то требование об обязательном предварительном осмотре (ст. 266 ТК РФ) и специфическом порядке расторжения трудового договора с работником до 18 лет (ст. 269 ТК РФ) нарушаются довольно часто. Еще чаще встречается несоблюдение требования об увеличенной продолжительности ежегодного отпуска такого работника, установленного ст. 267 ТК РФ.

8. Нарушения требований о повышении квалификации работников.

По «популярности» данный вид нарушений занимает одно из последних мест. Причиной тому – крайняя неактивность самих работников. Как известно, ТК РФ в совокупности с иными законами предусматривает обязательное периодическое повышение квалификации лишь в отношении отдельных категорий работников (медики, педагоги, прокуроры, работники следственного комитета и пр.). В отношении же остальных сотрудников повышение квалификации не является обязательным. И прохождение данной процедуры целиком отдано на усмотрение работодателя. Нарушение осложняется тем, что повышение квалификации производится за счет работодателя. А это означает, что зачастую первопричиной нарушения является отсутствие у работодателя финансовых средств для исполнения возложенной на него обязанности по повышению квалификации своих работников. Все подобные случаи выявляются как в ходе проверок, так и уже в стадии спорной ситуации с работником. Более того, почти в половине из них нарушение вскрывается не ФИТ, а прокуратурой или судом. Это касается оспаривания прокурором увольнения работников за несоответствие занимаемой должности или же споров о понуждении работодателя обеспечить повышение квалификации работников.

9. Нарушения, выявляемые в содержании локальных актов организаций.

При проведении комплексной проверки ФИТ проверяет и содержание Правил внутреннего трудового распорядка. В большинстве случаев нарушения в данном документе имеют место одновременно с нарушениями при заключении трудового договора, но могут существовать и отдельно. Чаще всего Правила внутреннего трудового распорядка не содержат всех необходимых условий, а иногда и прямо противоречат нормам ТК РФ. Больше всего нарушений касается неорганизации учета рабочего времени на предприятиях, применяющих сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени.

10. Нарушения требований законодательства при использовании иностранной рабочей силы.

Наиболее распространенные в отношении иностранных работников нарушения трудового законодательства совершаются: при заключении трудового договора; при оформлении трудовых книжек; при оформлении приема на работу; в связи с несвоевременной выплатой заработной платы; в связи с ненадлежащим обучением и инструктированием работников по охране труда (при полном или частичном отсутствии указанных действий); в сфере проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и пр. Как показывают результаты проверок в этой области, нарушения при использовании иностранной рабочей силы практически идентичны нарушениям, допускаемым при использовании труда россиян. И все же одно отличие есть: для использования труда иностранных рабочих законодательством РФ в области миграционного учета, визового режима установлен ряд требований как к работнику-иностранцу, так и к работодателю, принимающему такого работника на работу. В двух словах эти требования сводятся к наличию у работника разрешения на работу, чего частенько у него не бывает, а также к соблюдению им требований миграционного учета. Кроме того, для работодателя при использовании иностранной рабочей силы необходимо наличие соответствующего разрешения на привлечение и использование иностранных работников, соблюдение квоты, устанавливаемой Правительством РФ.

2.2.Понятие трудовых прав и способы их защиты

Трудовая деятельность человека, регламентируется не только нормами трудового, но и нормами отраслей российского права. Поэтому нужно провести ограничение трудового права других, смежных отраслей - гражданского, административного права социального обеспечения.

Отличие трудового права от гражданского права:

1) предметом трудовых отношений выступает сам труд, т.е. процесс труда, в то время как предметом гражданско-правовых отношений выступает овеществленный результат труда;

2) в рамках трудовых отношений работник обязуется выполнять работу определенного рода (по определенной специальности, квалификации, должности), в то время как в указанных гражданских отношениях труд связан с выполнением индивидуально- конкретного задания;

3) трудовые отношения предполагают включение работника состав трудового коллектива с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, за нарушение которых возможно привлечение к дисциплинарной ответственности, в гражданском отношении этого не происходит;

4) в рамках трудового отношения труд работника организует работодатель, в гражданском правоотношении труд организуется самим работником;

5) в трудовом отношении работник выполняет трудовую функцию лично; в гражданском отношении это не обязательно;

6) в рамках трудовых отношений наступает материальная ответственность за причиненный сторонами друг другу ущерб, а в рамках гражданских - ответственность имущественная;

7) в трудовых отношениях предоставляется ряд принципиальных гарантий (ограничение рабочего времени, предоставление отпусков и др.), в гражданских отношениях этого не предусмотрено.

Основными целями трудового права являются следующие:

1) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. В условиях рынка труда огромную роль в регулировании трудовых отношений играют сами субъекты этих отношений (работники и работодатели). Вместе с тем работодатель всегда экономически более сильный субъект, поэтому государство обязано предоставить работнику минимальный уровень социальных гарантий;

2) создание благоприятных условий труда. Поскольку трудовая деятельность в рамках трудовых отношений неотделима от личности человека, то необходимы определенные гарантии, позволяющие восстанавливать работнику его физиологические затраты в процессе выполнения трудовой функции (ограничение рабочего времени, предоставление времени отдыха, нормирование труда, охрана труда и т. д.);

3) защита прав и интересов работников и работодателей. Это самозащита нарушенных прав и деятельность юрисдикционных органов и защита прав работников профсоюзами.

Функции трудового права - это основные направления воздействия норм трудового права на трудовые отношения для достижения определенных целей. Традиционно выделяют следующие функции:

1) регулятивная;

2) охранительная;

3) социальная;

4) производственная, направленная на обеспечение эффективности производства;

5) воспитательная (нормы дисциплины труда);

6) развития производственной демократии.

Тенденции развития трудового права:

1) развитие социальной деятельности государства на рынке труда;

2) развитие социального партнерства и договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях;

3) развитие международно-правового регулирования труда;

4) расширение сферы действия норм трудового права.

Источники трудового права - нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно с ними связанные отношения.

Наиболее важным является закрепление в качестве основ конституционного строя положения о том, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на достижение достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ).

В сфере труда Конституция Российской Федерации закрепляет:

— свободу труда;

— запрет принудительного труда;

— право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

— право на вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

— право на защиту от безработицы;

— право на коллективные и индивидуальные трудовые споры установленными законом способами, включая право на забастовку;

— право на отдых (ст. 37 Конституции РФ).

Конституция определяет место трудового права в системе Российского законодательства и устанавливает компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования труда (ст. 72 Конституции РФ).

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года вступил в силу на территории России с 1 февраля 2002 года. Это четвертый Кодекс, действующий на территории нашей страны. Первый был принят в 1918 году, второй — в 1922 году, - в 1971 году.

Трудовой кодекс РФ состоит из 62 глав. Главы объединены в 14 разделов, отражающих, как правило, отдельные институты трудового права (раздел II «Социальное партнерство в сфере труда», раздел III «Трудовой договор», раздел IV «Рабочее время» и т. д.). Разделы объединены в шесть частей.

Руководящие постановления высших судебных органов (Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации) не могут рассматриваться в качестве источника трудового права, поскольку суды в РФ, согласно Конституции, осуществляют правосудие путем рассмотрения конкретных дел и не наделяются правотворческой функцией.

Вместе с тем значение руководящих постановлений высших судебных органов при применении трудового законодательства велико. В процессе обобщения судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением трудового законодательства вырабатывается судебное толкование положений нормативных актов, которое учитывается субъектами трудовых отношений в процессе правоприменения.

В ряде случаев судебные решения восполняют пробелы в законодательстве, фактически определяя порядок регулирования тех или иных социально-трудовых отношений. Большое значение имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 «О применении судами РФ Трудового кодекса Российской Федерации» и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. N 52 « О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

Согласно п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации и ст. 6 Трудового кодекса РФ трудовое право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

К исключительному ведению Российской Федерации относятся:

- основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

- обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); - порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

- основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения, коллективных договоров и соглашений; - порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

- принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- система и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

- система государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

- особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Трудовой кодекс РФ четко закрепил правовые принципы, основанные на положениях Конституции РФ и нормах международного права в сфере труда:

1) свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

2) запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

5) равенство прав и возможностей работников;

6) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

7) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

8) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

9) обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

10) сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

11) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

12) обязательность возмещения вреда, причиненного работнику связи с исполнением им трудовых обязанностей;

13) установление государственных гарантий по обеспечению работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

14) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

15) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;

16) обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

17) обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

18) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

19) обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Содержание каждого принципа правового регулирования труда включает как субъективное трудовое право, так и его юридические гарантии, которые представляют собой закрепленные в трудовом законодательстве способы и средства реализации и защиты трудовых прав. Аналогичным образом происходит развитие и конкретизация всех остальных принципов трудового права.

Реализуя право на труд, каждый работник нуждается в защите трудовых прав. Одному для этого требуются активные действия, другому достаточно гарантий, установленных законодательно. Трудовой кодекс в основном наполнен нормами, содержащими условия и требования, необходимые для охраны труда и защиты прав работника. Защита трудовых прав сторон трудового соглашения – это первоочередная обязанность государства, которая осуществляется различными способами. 

Согласно трудовому законодательству основными способами защиты прав работников являются:

- государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства;

- защита трудовых прав профессиональными союзами;

- самостоятельная защита работниками своих трудовых прав;

- защита трудовых прав в судебных и соответствующих общественных органах. 

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на федеральную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников. 

Государственная инспекция труда является государственным органом, контролирующим соблюдение трудового законодательства. Отделы трудовой инспекции работают во всех регионах и доступны для всех граждан, нуждающихся в защите трудовых прав.

Трудовая инспекция работает по жалобам граждан. К функциям инспекции относится контроль за выполнением законодательства о труде. Реализовать защиту трудовых прав инспекция может путем:


  • проведения проверок

  • выполнения обследований

  • выдачи предписаний

  • составления протоколов об административных правонарушениях

  • наложения штрафов

Трудовая инспекция может контролировать только те трудовые отношения, которые продолжают действие. Споры по увольнению или нарушения в бывших трудовых отношениях в ее компетенцию не входят.

Жалоба в трудовую инспекцию должна быть написана гражданином лично, необходимо указать свои полные данные, место работы и перечислить нарушения трудовых прав. Срок рассмотрения поступившей жалобы составляет 1 месяц, после чего трудовая инспекция дает обратившемуся работнику официальный ответ по результатам проверки.

Самозащита трудовых прав – это активные действия трудящихся, направленные на охрану своей жизни, здоровья и трудовых прав, с обращением в государственные органы контроля (надзора) по соблюдению трудового законодательства или без него.

Фактически, Трудовой кодекс определяет только один способ самозащиты – отказ от выполнения работ. Однако не следует путать такой способ защиты с забастовкой, так как он осуществляется с целью защиты индивидуальных трудовых прав.

Выделяют основные методы самостоятельной защиты:


  • отказ выполнять работу, непредусмотренную трудовым договором;

  • отказ от выполнения опасной работы;

  • прочие случаи отказа, предусмотренные трудовым законодательством РФ (отказ от командировки, перенесения ежегодного отпуска и тому подобное);

  • приостановление работы при несвоевременной выплате зарплаты.

Самозащита прав не требует официального оформления и привлечения государственных надзирательных органов. К тому же, допускается использование самозащиты с другим способом защиты прав одновременно.

Используя право на самостоятельную защиту, работник не может привлекаться к административной либо дисциплинарной ответственности. 

С целью восстановления нарушенных прав сотрудник может обратиться в суд. На сегодняшний день этот способ защиты прав является самым эффективным. Ведь решение суда является обязательным для исполнения. Однако сроки обращения в суд ограничены 3 месяцами, а по увольнениям 1 месяцем.

Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться:



  • в комиссию по социально-трудовым отношениям

  • в комиссию по трудовым спорам

  • в трудовой арбитраж

На самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями. Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Похожие:

Теоретические аспекты деятельности органов адвокатуры icon1. теоретические аспекты информатизации работы налоговых органов 5
Основные принципы построения и использования информационных систем в налогообложении 16
Теоретические аспекты деятельности органов адвокатуры icon1. Теоретические аспекты пенсионных выплат в РФ 5
Анализ деятельности Управления Пенсионного фонда РФ в округе Муром и Муромском районе Владимирской области 15
Теоретические аспекты деятельности органов адвокатуры iconСовременное состояние и актуальные вопросы Государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Казахстана
Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и обзор мирового опыта
Теоретические аспекты деятельности органов адвокатуры icon1. Теоретические основы управленческого учёта, анализа и принятия управленческих решений
Методические аспекты операционного анализа деятельности организации
Теоретические аспекты деятельности органов адвокатуры iconАнализ системы управления в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних граждан региональный аспект
Теоретические основы регулирования деятельности органов опеки и попечительства
Теоретические аспекты деятельности органов адвокатуры icon1 Теоретические аспекты деятельности акционерного общества 7
Организационно-правовые основы создания и функционирования акционерного общества(АО) 12
Теоретические аспекты деятельности органов адвокатуры iconМосковская финансово-юридическая академия
Оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления,...
Теоретические аспекты деятельности органов адвокатуры iconТеоретические аспекты развития коммерческой деятельности предприятия
Методы и механизмы оценки специфики развития коммерческой деятель-ности предприятия
Теоретические аспекты деятельности органов адвокатуры iconТеоретические аспекты активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации новых фгос
Активизация познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации фгос ноо
Теоретические аспекты деятельности органов адвокатуры iconТеоретические аспекты анализа ликвидности и платежеспособности организации по данным бухгалтерской отчетности



База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
История развития
Практическая работа
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Методическое пособие
Физическая культура
Общая часть
Теоретическая часть
Направление подготовки
Исследовательская работа
Образовательная программа
Управления государственных
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Федеральное государственное
прохождении производственной
Выпускная квалификационная
Экономическая безопасность
Организация работы
Усиление колониальной
реакция казахского
Техническое обслуживание
Основная часть
Конституционное право
Понятие сущность
программное обеспечение
Философия науки
Технологическая карта
муниципальное управление
квалификационная работа
академия народного
Уголовное право
История создания
Обеспечение безопасности
Краткая характеристика
общие сведения