Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием



Скачать 266.53 Kb.
страница1/13
Дата12.08.2019
Размер266.53 Kb.
Название файлаПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ.doc
Учебное заведениена кафедре дошкольной дефектологии дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

УСТНОЙ РЕЧИ


 

Специальность 13.00.03. - коррекционная педагогика (логопедия)

 

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Москва-2001


Работа выполнена на кафедре дошкольной дефектологии дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета.

Научный руководитель: Заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат педагогических наук, профессор СЕЛИВЕРСТОВ В. И.

Научный консультант: кандидат филологических наук, профессор БОГАЧЕВ Ю.П.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук ОРЛОВА О.С., кандидат педагогических наук, профессор ШАХОВСКАЯ С.Н.

Ведущая организация: Московский психолого-социальный институт

 

Общая характеристика работы.



Актуальность исследования. В специальной литературе проблема изучения, предупреждения и преодоления нарушений письменной речи у детей рассматривается с разных позиций.

Во-первых, с позиции единства двух составляющих письменную речь, изначально построенных на знаковом восприятии буквы (чтение) и её воспроизведении (письмо). В связи с этим рассматриваются разные нарушения чтения (дислексии, алексии) и письма (дисграфии, аграфии), по своим проявлениям обобщенно обозначаемым как аграммагизмы письменной речи (замены, пропуски, смешения букв, искажения морфологической структуры слов, зеркальное написание букв, пропуски элементов букв и др.).

Поскольку чтение и письмо по общей структуре ассоциативной цепи - процессы очень сходные, это позволяет говорить о единстве патогенетических механизмов их расстройств. Исследователи отмечают, что нарушения чтения и письма редко встречаются изолированно - обычно они взаимосвязаны (Р.М. Боскис, 1950; Р.Е. Левина, 1949, 1961; М.Е. Хватцев, 1959; и др.). Обследование более одной тысячи учащихся I - III-х классов Санкт-Петербурга выявило дислексию у 4,8% детей. При безвыборном обследовании письма и чтения у 186 учащихся первых классов дислексия была обнаружена у 10% детей (включая легкие ее формы), а дисграфия - у 21% (АДКорнев, 1997). По данным С.Ф. Иваненко (1984), одна треть детей из общего числа с нарушениями речи имеют нарушения чтения и письма. В европейских странах (G.W. Hynd, 1989) отмечают 10% детей с нарушениями чтения и письма. В Германии, по данным Р. Беккер, нарушения чтения встречаются у 3% детей начальных классов и у 22% детей в речевых школах.

Во-вторых, с позиции системного подхода, рассматривающего единство устной и письменной речи, в котором письменная речь (как более позднее образование) надстраивается на основу устной речи. В связи с этим состояние устной речи, изначально образованной на знаковом восприятии и воспроизведении звуков речи (ее составляющие компоненты: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая и просодическая стороны речи), предполагает подготовленность ребенка к обучению грамоте и овладению письменной речью.

Недостатки устной речи по преимущественной выраженности соответственно рассматриваются как фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР), нарушение голосообразования и недостатки мелодико-интонационных и темпоритмических средств. По мнению исследователей, несформированность устной речи и особенности невербальной психической сферы, характерные для дошкольников с ОНР, вызывают затруднения на разных этапах овладения письменной речью.

Изучение устной и письменной речи детей с ОНР с использованием системного подхода к анализу речевых нарушений впервые было осуществлено Р.Е. Левиной, которая изучала особенности формирования готовности ребенка к усвоению письма, рассматривая письменную речь как результат взаимодействующих влияний фонетики, лексики и грамматики. При этом ею было замечено, что внешняя правильность устной речи ребенка не всегда является исчерпывающим критерием подготовленности его к освоению письма, что при этом важно учитывать его опыт языковых наблюдений, сравнений, обобщений.

Тем самым Р.Е. Левина определила необходимость системного комплексного подхода к изучению устной речи ребенка и обосновала значение всех компонентов речевой системы и мыслительной деятельности, необходимых для нормального процесса овладения письмом.

Концепция Р.Е. Левиной о влиянии на письменную речь нарушений устной речи получила распространение, подтверждение и дальнейшее развитие в работах многих отечественных исследователей (Г.А. Каше, И.К. Колповской, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной и др.). По их мнению, успешность овладения письменной речью обусловлена сформированностью произносительных навыков, определенным уровнем развития фонематического слуха, морфологических и синтаксических обобщений.

Г.А. Каше разработала методику работы своевременного обеспечения готовности старших дошкольников к усвоению звукового и морфологического состава слова, которая использовалась в работе с детьми, имеющими недостатки произношения, сопровождающиеся отклонениями в фонематическом восприятии с дошкольниками седьмого года жизни с нормальным слухом и интеллектом, в картине недоразвития устной речи которых на первый план выступала несформированность ее звуковой стороны.

Многие отечественные авторы, рассматривая нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с недостатками устной речи, отмечают недостаточную сформированность звукового и звуко-буквенного анализа (Л.Н. Ефименкова, Г.А. Каше, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, и др.). Нарушения письма объясняются этими исследователями неспособностью детей с общим недоразвитием речи улавливать звуковые соотношения, составляющие систему фонем родного языка.

Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психолога и нейрофизиолога Б.Г. Ананьев, Е.В. Гурьянов, А.Р. Лурия называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности человека. От того, насколько качественно будут сформированы навыки правописания у учащихся младшего школьного возраста, зависит их дальнейшее обучение в целом, орфографическая грамотность, речевое развитие, способность усваивать родной язык.

Однако анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные с анализом предпосылок формирования письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Таким образом, возникает противоречие между потребностью выявления основных условий предупреждения нарушений письменной речи у детей с ОНР и недостаточной разработанностью данной проблемы. Это противоречие вызывает необходимость поиска основных направлений и приемов коррекционно-логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста возможных нарушений письменной речи.

С учетом этого противоречия нами сделан выбор темы исследования и определена проблема: каковы наиболее эффективные пути и приемы формирования предпосылок письменной речи у дошкольников с ОНР. Решение этой проблемы является целью исследования. В связи с этим в основу исследования была положена следующая гипотеза. Развитие предпосылок письменной речи, определяющих готовность к овладению письменной речью у детей с ОНР, детерминируется не только степенью устного речевого недоразвития, но и состоянием психических и сенсомоторных процессов. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа, включающая взаимосвязанное развитие устной речи, психических и сенсомоторных компонентов в дошкольном возрасте может способствовать своевременному и эффективному предупреждению нарушений чтения и письма у детей с ОНР.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования.

• изучить теоретический и методический аспекты проблемы исследования на основе лингвистических, психолого-педагогических и дефектологических данных;

• проанализировать практические программы логопедических групп и методическую литературу для определения степени разработанности проблемы подготовки дошкольников с ОНР к овладению письменной речью;

• экспериментально изучить состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определить типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР;

• разработать и апробировать комплекс методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР;

• осуществить экспериментальную проверку предлагаемой работы по предупреждению нарушений письменной речи, оценить её эффективность.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием icon20. Составить рекомендации по профилактике нарушений письменной речи
Профилактика нарушений письменной речи прежде всего должна быть направленна на преодоление нарушений устной речи. Сюда относятся
Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием iconОсобенности формирования коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи 6
Эмпирическое исследование коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи 18
Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием icon«Стилевые и языковые особенности публицистического стиля речи»
Образовательная: актуализировать и совершенствовать знания, умения и навыки работы с текстами публицистического стиля, проанализировать...
Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием iconКонспект образовательной деятельности Формирование звуковой культуры речи. Звук «Ш». «Путешествие воздушного шарика»
Цель: создание условий для воспитания звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений
Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием icon«Формирование просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией с использованием малых фольклорных жанров»

Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием icon1 вариант Индивидуальное предупреждение преступлений
Индивидуальное предупреждение преступлений — это, прежде всего, воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать со вершения преступлений,...
Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием iconКоррекция речевых нарушений на логопедических занятиях с использованием современных педагогических технологий
Ределяется системным взаимодействием различных психических процессов. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер...
Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием iconПсихокоррекции нарушений эмоциональной сферы детей «группы риска»
Цель: выявление и проведение психокоррекции нарушений эмоциональной сферы детей «группы риска»
Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием iconПрактикум для педагогов доу : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Семинар – практикум: «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием iconВиды административного наказания
Суть наказания кара, определенное возмездие за неблагоприятное социальное поведение, имеющее своей целью предупреждение совершения...


База данных защищена авторским правом ©refnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Методические указания
Методические рекомендации
Лабораторная работа
Рабочая программа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Учебное пособие
История развития
Практическая работа
Пояснительная записка
Дипломная работа
Самостоятельная работа
Общие положения
Экономическая теория
Методическая разработка
Методическое пособие
Физическая культура
Общая часть
Теоретическая часть
Направление подготовки
Исследовательская работа
Образовательная программа
Управления государственных
Общие сведения
Техническое задание
Общие вопросы
Федеральное государственное
прохождении производственной
Выпускная квалификационная
Экономическая безопасность
Организация работы
Усиление колониальной
реакция казахского
Техническое обслуживание
Основная часть
Конституционное право
Понятие сущность
программное обеспечение
Философия науки
Технологическая карта
муниципальное управление
квалификационная работа
академия народного
Уголовное право
История создания
Обеспечение безопасности
Краткая характеристика
общие сведения